О роли советников по воспитанию
Как сообщил глава Министерства просвещения РФ, советники директоров школ по воспитанию возглавят отделения Российского движения детей и молодёжи.
В рамках заседания совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи министр просвещения Сергей Кравцов заявил о том, что советники директоров школ будут возглавлять отделения Российского движения детей и молодёжи, которые появятся в каждом учебном заведении.
Он, в частности, сказал:
«Рассчитываем, что именно советники возглавят развитие первичных отделений Российского движения детей и молодёжи, которые будут созданы в каждой школе».
С сентября 2022 года в 45 регионах России ввели должность советника директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а с 2023-2024 учебного года такие специалисты появятся в школах, техникумах и колледжах по всей стране. Соответствующее поручение подписал президент России Владимир Путин.
Чем занимаются советники по воспитанию?
Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее. Как пояснила сотрудникам АНО «ЦИСМ» ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Таврического района Омской области Ирина Еву, советники в образовательных организациях становятся проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы:
– Советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в инициативы «Российского движения детей и молодежи» (РДДМ) и юнармейские программы.
Этот специалист входит практически во все структуры воспитания: штаб воспитательной работы, методические объединения педагогов, советы по профилактике, родительские активы и различные проектные группы по развитию. Советник выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы.
Почему возникла необходимость в таком специалисте?
В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание на федеральном уровне. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчёркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Воспитание призвано формировать у обучающихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Затем последовали поправки в закон «Об образовании», где определены понятие «воспитания» и общие требования к организации воспитания обучающихся.
Есть необходимость выстраивать единую воспитательную среду в российских школах. В любом общеобразовательном учебном заведении у ребёнка должны быть равные условия для развития своих интересов и возможностей. И советники – как раз те люди, которые сегодня приводят это всё к единому знаменателю.
Будущее каждой нации и человечества зависит от подрастающего поколения:
– Школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, семья, знание, здоровье, труд, культура, красота. Советники в образовательных организациях помогают формировать их и развивать через активную социальную деятельность.
Современная школа ориентирована на то, чтобы не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать способности ребёнка. Большие технологические и экономические изменения привели к появлению множества новых профессий и возможностей:
– Именно поэтому появилась такая должность как советник по воспитательной работе. Этот специалист должен показывать детям, родителям и педагогам новые варианты развития, форматы общения. Советник транслирует устоявшиеся ценности через новые реалии.
В чём разница между советником по воспитанию и заместителем директора по воспитательной работе?
Заместитель директора по воспитательной работе входит в административно-управленческую команду школы. Он выполняет огромный объём задач и зачастую на работу с детьми, на генерацию новых идей и проектов уже не остаётся времени. Советник и заместитель по ВР – это два соратника, от эффективности работы их тандема многое может зависеть.
Заместители директора – это менеджеры, советники по воспитанию – специалисты, которые вдохновляют обучающихся на изменения, на веру в себя, в возможность изменить регион и страну. Советник по воспитанию является скорее другом, чем номенклатурной единицей. Он говорит с ребятами на понятном им языке.
У советника и заместителя директора по ВР разные функции. С приходом нового специалиста в школу создаётся штаб по воспитательной работе. Это позволит избежать дублирования функционала и организовать эффективную работу.