МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНСАЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГАДЖИМУРАДА АСХАБОВИЧА НУРАХМАЕВА» БОТЛИХСКОГО РАЙОНА, С.АНСАЛТА, РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН. «Рассмотрено и согласовано» на педсовете от 31. 08 2023 года «Утверждено» директор школы: Лабазанов Л.Р.____________ от «31» 08 2023года Приказ №50/1 РАБОЧАЯПРОГРАММА КУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (для 1–2 классов образовательных организаций) 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего образования, федеральных образовательных программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности. Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью. Программанаправленана: формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся; формированиеинтересакпознанию; формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважитель ногоотношения кправами свободам других; выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовых норм; созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности; развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности; развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор; осознаниесвоего меставобществе; познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей; формированиеготовностикличностномусамоопределению. Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующиедокументы. 1. Федеральный закон "Об образовании Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ в Российской 2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн остиРоссийскойФедерации». 3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021 №286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021№64100). 4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022№69676). 5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов ажном»» от15.08.2022№03–1190. 6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№7 4229). Вариантыреализации программы и формы проведения занятий Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10– 11классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро ком. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам. Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам. Взаимосвязьспрограммойвоспитания Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных образовательных программ начального общего, основного общего исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное, ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется: ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево спитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность. Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа: 1) соответствиедатамкалендаря; 2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар евтекущемгоду. Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы: 1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте чества», «НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д. 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки», «215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро жденияА.С.Пушкина». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр. Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом. 1. Историческаяпамять – историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина; – историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений; – историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ единенияиндивидуальныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственные качества: благодарность, уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков. Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г. 2. Преемственностьпоколений – каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт, продолжает егодостижения,традиции; – семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также вгуманномотношениикстаршимпоколениям. Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро блема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже н воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству. 3. Патриотизм—любовькРодине – патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина; – любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродномудому, малойродине; – патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии. Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях «Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает ся многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни. 4. Доброта,добрыедела доброта— этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без ожидания благодарности; благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания. Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства. 5. Семьяисемейныеценности – семья связана не только общим местом хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями— проживания, общим взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.; – каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу; – обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям; – семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр. 6. КультураРоссии – культура общества — это достижения человеческого общества, созданныенапротяженииегоистории; – российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире; – культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен ийлюдей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии», «Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)». 7. НауканаслужбеРодины – наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека; – в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящиесвоюдеятельность; – в России совершено много невозможнопредставитьсовременный мир. научных открытий, без которых О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател ьно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопосл ужитпостепенномуосознанномуихпринятию. Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим .Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи. Особенностиреализациипрограммы Личностноеразвитиеребёнка– главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатов,обучающихсяпедагогможетдостичь,ув лекаяшкольниковсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо брожелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать. Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном». Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном» С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка,первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и историяродногокрая.ОтветственностьгражданиназасудьбусвоейОтчизны.Историч ескаяпамятьнародаикаждогочеловека.Связь(преемственность)поколений– основаразвитияобществаикаждогочеловека.Историческаяпамять – этостремлениепоколения,живущеговнастоящеевремя,принятьивоспитыватьвсебек ачества,которыеотражаютнравственныеценностипредыдущихпоколений(«Там,где Россия»,«ЧтотакоеРодина?(региональныйиместныйкомпонент)», «Деньнародногоединства»,«Урокпамяти»). Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь кродному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви кОтчизне.Преемственностьпоколенийвготовностизащищатьроднуюземлю.Велика яОтечественнаявойна:герои,подвиги,самопожертвование.НепокоренныйЛенингра д:страницыисторииблокадыгорода(«Зоя.К100-летиюсоднярожденияЗои Космодемьянской», «Непокоренные. 80летсо дняполного освобожденияЛенинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со днярожденияФ.Ушакова»,«Союзники России»,«Урокпамяти»). Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Чтотакоеправаиобязанностигражданина.ПраваребёнкавРоссии.Примерывыполнен ия обязанностей членами общества. Избирательная система в России(общее представление) («Главный закон страны», России(30летЦИК)»,«Налоговаяграмотность»). Любовькроднойприроде,ееохранаизащита– «Избирательная система проявлениепатриотическихчувств.Россияоткраяидокрая:разнообразиеприроды, объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природамалой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири,ДальнегоВостока.Крым–природнаяжемчужина.Симферополь— столицаРеспублики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»). Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельностьроссиян, созидательный труд на благо Отчизны.Многообразие профессий, людиособыхпрофессий(спецназ,МЧС,полиция,гражданскаяавиация)(«Деньспецна за»,««Первымделомсамолеты».О гражданскойавиации»). Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — чтобудет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек идедушек.Профессиональныединастии.Зачемнужноучитьсявсёвремя,покаработае шь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашеговремени»). Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящегочеловека,способностьоказатьпомощь,поддержку,проявитьзаботуимило сердие.Доброедело:комуононеобходимоидлякогопредназначено.Добрыеделаграж данРоссиивпрошлыевремена:благотворительностьграждан;пожертвованиекакодна иззаповедейвтрадиционныхрелигиях. Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирноевремя:примерыизисторииисовременнойжизни.Качествалюдей,которыхназ ываютдобровольцами: милосердие, гуманность,сопереживание. Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям?(«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихичес когоздоровья,профилактикабуллинга)»). Детские общественные организации в России и их деятельность – мывместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается:больным,старым,слабым(«Будьготов!Коднюдетскихобщественныхорга низаций»).Всемирныйфестиваль молодежи Учебныйколлектив.Правилавзаимодействиявучебнойдеятельности.Взаимо ответственность членов учебного коллектива за успехи одноклассников,помощь,поддержкавколлективе– залогегоблагополучияиотсутствияконфликтов.Противостояниеотрицательнымвли яниям(«Всемирныйденьпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга)»,«Россия– здороваядержава»). ГосударственныепраздникиРоссийскойФедерации: Новыйгод,— замечательныйобщенародныйпраздник.Традициипразднования Нового года в разных странах. История возникновения новогоднегопраздникавРоссии.Рождество(7января).ИсторияпраздникаРождества Христова.РождественскиетрадициивРоссии.Историясозданияновогоднихигрушек( «Новогодниесемейныетрадицииразных народовРоссии»). День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России.Значениенаучныхоткрытийдляпрогрессаобществаиразвитиячеловека.Прее мственностьпоколенийвнаучныхдостижениях.Выдающиесяученыепрошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научныеоткрытия российских учёных, без которых невозможно представить современныймир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз,искусственноесердце.Качестваученого:талант,вдохновение,упорство,увлеч енность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности российскихученых.Желаниерасширятьсвоизнания,участвоватьвшкольнойопытноисследовательскойдеятельности.Чтотакоевиртуальныймириктоегосоздаёт? «Плюсы»и«минусы»виртуальногомира.ПравилабезопасногопользованияИнтернет -ресурсами.(«Россия:взглядвбудущее»,«Технологическийсуверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева.День российскойнауки»). День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника.Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда естьместоподвигу.Качествороссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвован ие («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.Ушакова»). Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности илюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе— труженица,мать,воспитательдетей.ВеликиеженщинывисторииРоссии,прославивш иесвоюОтчизну («Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»). Денькосмонавтики(12апреля).Страницыисториироссийскойкосмонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полётчеловекавкосмос–Ю.А.Гагарин;первыйвыходвоткрытыйкосмос —А. А. Леонов; Поляков. самый длительный полёт в космосе — Валерий Гордостьроссиянзауспехистранывосвоениикосмоса («ЯвижуЗемлю!Этотаккрасиво»). ПраздникВесныиТруда(1мая).Историипраздника– 100лет.Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в огороде. Сдавнихвременлюдижелалидругдругухорошегоурожая,удачноголета.Традицияиз менилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиямипрекратитьэксплуатироватьдетскийтрудиповыситьзаработнуюплату женщинам(«Трудкрут!»). ДеньПобеды(9мая).ВеликаяпобедасоветскойармиивВеликойОтечественно й войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободусвоей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения.Ктотакиефашисты?Почемуонихотелисделатьвсенародысвоимирабами? Преступлениянацистов:концлагерькакместапринудительнойжестокойизоляции.Де тиОсвенцима.11апреля— деньосвобожденияузниковконцлагерей.Связь(преемственность)поколений:бессме ртныйполк—помним,любим,гордимся(«Деньпамяти»). ДеньРоссии(12июня)–праздниквсех,ктолюбитсвоюстрану,заботитьсяо ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласиявсех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах СеверногоЛедовитогоокеанаинасклонахКавказскихгор,вПоволжьеизаУралом….В этотдень мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там, гдеРоссия»). День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнкувозможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходимане только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешногоразвитиячеловекаиобщества.Каждыйдолженстремитьсякобогащениюир асширениюсвоихзнаний(«ДеньЗнаний»). День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия.Назначениеучителя– социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Учитель —советчик,помощник,участникпознавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницыистории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияниекнигопечатаниянаразвитиеобразования.И.Федоров.Великиепедагогипрош лого.Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л.Н.Толстого(«Деньучителя(советникипо воспитанию)»). Деньнародногоединства(4ноября).Этотпраздник– проявлениегордостиипоклоненияпредшествующимпоколениям,которыенеразпроя влялипатриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась взащите.Такбылов1612году,когдаМининиПожарскийсобралинародноеополчениед ляборьбысиноземнымизахватчиками.Такбылов19411945годахвовремяВеликойОтечественнойвойнысфашистами.(«Деньнародногоеди нства»). Различныепраздники,посвященныеисторииикультуреРоссии: Историческаяпамять:ПётриФевронияМуромские– символлюбвиивзаимопониманиявсемейнойжизни.Ценностироссийскойсемьи:люб овь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей).Семья– первыйвжизниребенкаколлектив.Традиции,обычаи,трудоваяидосуговаядеятельно сть; взаимоотношения в семьях разных народов РФ.Поколения в семье.Семейное«древо».Особоеотношениекстаршемупоколению,проявлениедейст венногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.Рольотцавсемье,уча стиевхозяйственнойдеятельности,досугесемьи,укреплениитрадиционныхсемейны хценностей.Пониманиеролиотцакакродителя,участиеввоспитаниидетей,отцовское влияниенасынаи/илидочь.Мать,мама—главныевжизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага,воспитательницадетей.Спервыхднейжизнирядомсребёнкомвсёвремяприсутс твует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у другихлюдей(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»). КультураРоссии.Чтотакоетворчество?Людитворческихпрофессий:поэты,худ ожники,композиторы,артисты,создателиигрушек.Примерынародных промыслов.Искусствовжизничеловека.СтраницыисториистановленияискусствавР оссии:отДревнейРусидосовременности(скоморохи,первыетеатрыопера и балета, драматические театры в России). Музыкальное, изобразительное,театральное,цирковоеискусстваиеговыдающиесяпредставители. К.С.Станиславский— великийдеятельтеатральногоискусства:яркиестраницыжизнии деятельности. Значение российской культуры для всего мира («По ту сторонуэкрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному днюцирка)»,«От«А»до«Я»,450 лет«Азбуке»ИванаФедорова»). Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни памятироссийских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы («215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 летсодня рожденияА.С.Пушкина»). Планируемыерезультатыосвоенияпрограммывнеурочныхзанятий «Разговорыоважном» Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженийшкольник амиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульт атов. Личностныерезультаты Гражданскопатриотическоговоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражда нскойидентичности;сопричастностькпрошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение ксвоему и другим народам; первоначальные представления о человеке как членеобщества,оправах иобязанностигражданина,качествахпатриотасвоейстраны. Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальностикаждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинени ефизическогои моральноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений. Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественн ойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициями своего и других народов; стремление к творчеству самовыражению в разныхвидаххудожественнойдеятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношениекфизическомуипсихическому здоровью. Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,интерескразличнымпрофессиям. Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартин емира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьиса мостоятельностьвпознании.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способност ькпоисково-исследовательскойдеятельности. Метапредметныерезультаты Универсальныеучебныепознавательныедействия:длярешенияпредложенных учебныхзадачиспользоватьинтеллектуальныеоперации(сравнение,анализ,классиф икацию),оцениватьситуациинравственногоибезнравственногоповедения,приводит ьпримерысобытий,фактов,демонстрирующихотношениечеловекакокружающемум иру,проявлениенравственноэтическихкачеств.Работатьсинформацией,представленнойвтекстовом,иллюстрати вном,графическомвиде. Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активностьвдиалогах,дискуссиях,высказыватьсвоемнениепоповодуобсуждаемыхп роблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные иписьменныевысказывания,небольшиетексты(описание,рассуждение);проявлятьж еланиеготовитьнебольшиепубличныевыступления. Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможностьсуществования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказыватьсвоемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпор ешениюучебнойзадачи,оцениватьсвоеучастиевобщейбеседе(дискуссии,учебномди алоге). Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач поосвоению предметныхпланируемых результатов. Многиетемы«Разговорововажном»строятсянаиспользованиисодержанияуче бныхпредметов.Этопозволяетсовершенствоватьфункциональнуюграмотность младших школьников: развивать умения использовать полученныезнаниявнестандартныхситуациях;отбирать,анализироватьиоцениватьи нформацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты сучетомправилрусского языка. Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобла стей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности: Русскийязык:первоначальноепредставлениеомногообразииязыковикультур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главныхдуховнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основногосредстваобщения;осознаниезначениярусскогоязыкакакгосударственног оязыкаРоссийскойФедерации;пониманиеролирусскогоязыкакакязыкамежнациона льногообщения;осознаниеправильнойустнойиписьменнойречикакпоказателяобще йкультурычеловека;овладениеосновнымивидамиречевойдеятельности на основе первоначальных представлений о нормах современногорусскоголитературногоязыка;использованиевречевойдеятельностин ормсовременногорусскоголитературногоязыкаиречевогоэтикета. Литературное чтение: осознание значимости художественной литературыипроизведенийустногонародноготворчествадлявсестороннегоразвития личностичеловека;первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожеств енныхпроизведенийипроизведенийустногонародноготворчества;овладениеэлемен тарнымиумениямианализаиинтерпретациитекста. Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культуройсвоегонарода. Математикаиинформатика:развитиелогическогомышления;приобретение опытаработысинформацией,представленнойвграфическойитекстовойформе,разви тиеуменийизвлекать,анализировать,использоватьинформациюи делатьвыводы. Окружающий мир:сформированность уважительного отношения к своейсемье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории икультуре,природе;сформированностьчувствагордостизанациональныесвершения, открытия,победы;первоначальныепредставленияоприродныхисоциальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов иявлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированностьосноврациональногоповеденияиобоснованногопринятиярешен ий;первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятияхнаселенияимассовыхпрофессияхродногокрая,достопримечательностяхсто лицыРоссии и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного иприродного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях ифактахпрошлогоинастоящегоРоссии;основныхправахиобязанностяхгражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать игруппироватьизученныеприродныеобъектыиявления,выделяяихсущественныепр изнаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейшихпричинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале оприродеикультуреродногокрая);приобретениебазовыхуменийработысдоступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе иобществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сетиИнтернет, получения информации из источников в современной информационнойсреде; формирование навыков основевыполнения здорового правил и безопасного образа жизни на безопасногоповедениявокружающейсреде,в томчислезнанийонебезопасностиразглашенияличнойифинансовойинформациипри общениислюдьмивнесемьи,всетиИнтернетиопытасоблюденияправилбезопасногоп оведенияприиспользованииличныхфинансов;приобретениеопыта положительногоэмоциональноценностногоотношениякприроде;стремлениядействоватьвокружающейсредевсоот ветствиисэкологическиминормамиповедения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимостинравственногосовершенствования,духовногоразвития,роливэтомл ичныхусилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственнуюоценкупоступкам,отвечатьзаних,проявлятьготовностьксознательно мусамоограничениювповедении;построениесужденийоценочногохарактера,раскр ывающихзначениенравственности,верыкакрегуляторовповедениячеловекавобщес твеиусловийдуховно-нравственногоразвитияличности;понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияниярелигиознойтрадициинаотношениявсемье,воспитаниедетей;овладениенав ыкамиобщенияслюдьмиразноговероисповедания;осознание,чтооскорблениепредс тавителейдругойверыестьнарушениенравственныхнормповедения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческогодостоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формированиеуменийобъяснятьзначениеслов"милосердие","сострадание","проще ние","дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви кближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;осуждениелюбыхслучаевунижениячеловеческогодостоинства;знаниеобщ епринятыхвроссийскомобщественормморали,отношенийиповедениялюдей,основа нныхнароссийскихтрадиционныхдуховныхценностях,конституционныхправах, свободахиобязанностяхгражданина. Изобразительноеискусство:выполнениетворческихработсиспользованиемр азличныххудожественныхматериаловисредствхудожественнойвыразительностииз образительногоискусства;умениехарактеризоватьвидыижанрыизобразительногоис кусства;умениехарактеризоватьотличительныеособенностихудожественныхпром ысловРоссии. Музыка:знаниеосновныхжанровнароднойипрофессиональноймузыки. Технология:сформированностьобщихпредставленийомирепрофессий,значен иитрудавжизничеловекаиобщества,многообразиипредметовматериальнойкультур ы. Физическаякультура:сформированностьобщихпредставленийофизическойк ультуреиспорте,физическойактивностичеловека,физическихкачествах,жизненнова жныхприкладныхуменияхинавыках,основныхфизических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровыхзаданиях иигровойдеятельности,соблюдаяправилачестнойигры Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебныхпредметовиспособствуютразвитиюкругозорамладшегошкольника,еговозр астной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельностиособенноважнаиявляетсяпослерешениявоспитательныхзадачсущественнойиприоритетной. Тематическое планирование 1–2 классы (1 час в неделю) Т е м а 1.Деньзнаний Основноесодержание Знания–ценность,котораянеобходима не только каждомучеловеку,ноивсемуобществу. Нашастранапредоставляетлюбому ребёнку возможность с6,5летучитьсяв школе Знания–основауспешногоразвитиячеловекаи общества Характеристикадеятельностиобучающихся ПросмотрвидеороликаоДнезнанийиотрадицияхэтогопраздника. Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы, обсуждениевопросов:«Почемуважноучиться?Какбыть,есличтотонезнаешьилинеумеешь?» идр. Рассматриваниерепродукцийкартиношколепрошлыхвеков,сравне ниес современной школой. Например: В. Маковский «В сельской школе»; Н.БогдановБельский«Сельскаяшкола»,«Устныйсчет.Народнаяшкола»;Б.Кустод иев«Земскаяшкола»;А.Максимов«Книжноенаучение»;А.Морозов« Сельскаяшкола» (навыбор) Участиевколлективнойигре-путешествии(игресоревновании),разгадываниизагадок 2.Там,где Россия ЛюбовькРодине,патриотизм – качества гражданина России.Любовь к родному краю, способность любоватьсяприродой,беречьеё– частьлюбвикОтчизне. Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до края»:природаразныхуголков страны. Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям городов России.Достопримечательности Москвы.Беседа: «В каких местах России тебехотелосьбы побывать?» Интерактивнаяиграсоревнование:«Знаемлимысвойкрай»(сиспользованиемиллюстраци й) 3.100-летиесоднярожденияЗоиКосмодемьянской ГероизмсоветскихлюдейвгодыВеликойОтечествен нойвойны.Участиемолодеживзащите Родины от фашизма. ЗояКосмодемьянская–перваяженщина– ГеройСоветскогоСоюзазаподвигивовремяВОВ.Качес тваюнойучастницыдиверсионной группы:бесстрашие,любовьк Родине, героизм. Рассматривание иописание портрета Зои–московской школьницы.Восприятиерассказаучителяифотографийизсемейногоа льбомаКосмодемьянских Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в деревнеПетрищево. Обсуждение значения пословиц: «Родина –мать,умей занеепостоять», «Дляродинысвоейнисил,нижизнинежалей»,«Сроднойземлиумри,несходи»,«Чужой землине хотим,асвоейнеотдадим»(навыбор) 4.ИзбирательнаясистемаРоссии(1час) ИзбирательнаясистемавРоссии:значениевыбороввж изниобщества;правогражданинаизбиратьибытьизбран ным.Участиеввыборах–проявление заботы гражданинаопроцветанииобщества. Важнейшиеособенностиизбирательной системы в нашейстране:правогражданинанавыбор; справедливость, всеобщность,личноеучастиегражданина 5.Деньучителя (советникиповоспитанию) Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах детям».Дискуссия:«Какоезначениеимеютвыборыдляжизниобществ а». ЧтениечетверостишийоРодине. Виртуальнаяэкскурсиянаизбирательныйучасток.Коллективноесо ставление сценария выступления детей на избирательном участке в деньвыборов Учитель–важнейшаявобществе профессия. Назначениеучителя–социальное служение, образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Уч итель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценкаучительскоготруда. Обсуждениеценностиважнейшейпрофессии.Участиевразыгрыва ниисценок«Я – учитель»,«Яи мои ученики». Участиевгрупповой,парнойработе:созданиерисунков«Нашкласс» , «Мой учитель» . Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связаннымиспрофессиейучителя 6.Овзаимоотношенияхвколлективе Общаяцельдеятельностиодноклассников. Взаимопомощь,поддержка,выручка– чертынастоящегоколлектива.Детскийтелефон доверия 7.Потусторону Анализрисунков«Рукавички»:умеемлимывместеработать?Умеем лидоговариваться?».ЧтениеиобсуждениерассказаВ.Осеевой«Тритов арища?».Диалог:происходятливнашемклассепохожиеистории? Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду? Интерактивноезадание:рассматриваниефотографийнашегокласса :«Мывместе!» экрана Российскомукинематографу – 115лет.Можетлисегоднячеловек(общество)житьбезки нематографа? «Великий немой» – фильмыбез звука. 1908 год – рождениедетского кино в России. Первыеигровыефильмы: «Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка»,«ПесньовещемОлеге». Созданиестудии «Союздетфильм». Известныепервыеигровыефильмы:«Пощучьемувеле нию»,«Морозко», «Королевствокривыхзеркал»,(режиссераАлександраРо у). 8.Деньспецназа СлушаниепесниБуратиноизфильма«ПриключенияБуратино»(ко мпозиторА.Рыбников). Просмотрвидеоматериалов:кадрыизнемогокино.Беседа:Можнол ипомимике, жестам,поведениюартистов понятьсюжеткартины? Интерактивное задание – викторина «Знаемлимыэтиизвестныедетскиефильмы?» (отгадывание по отдельным эпизодам и фото героев названияфильмов).Например,«Пощучьемувелению»,«Королевствок ривыхзеркал»,«Царевна-лягушка». Ролеваяигра:«Мыснимаемкино»(разыгрываниеэпизодаизсказки «Царевна-лягушка»,разговорцаревичаслягушкой). Рассказыдетей:«Мойлюбимыйкинофильм» 28октября– Деньподразделенийспециальногоназначения.Странаго рдитсяважнойработойбойцовспецназа. Легендарные подразделения:«Альфа»,борьбастеррористами,освобождениезаложников,поиск особо опасных преступников. Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида бойцовспецподразделения,примерыдеятельностиподразделенийспе цназа:освобождениезаложников,захваттеррористов. Просмотрвидеоматериаловофизическойподготовкебойцовспецна за. Интерактивноезадание:восстановлениепословицосмелости(герои «Вымпел»–охранаэкологически важных объектов;борьба с террористами; ведениепереговоровипроведениеразведки. Качествабойцовспецназа,спортивныетренировки зме), объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за Родинугорой!»,«Нетотгеройктонаградуждет,атотгерой,чтозанародв стает!», «Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища выручай» (повыбору) 9.Деньнародногоединства Чему посвящен праздник «Деньнародногоединства»? Проявление любви к Родине:объединениелюдейвтевремена,когдаРодинану ждаетсявзащите.Чувствогордостизаподвигигражданзе млирусскойв1612году Минин и Пожарский – герои,создавшие народное ополчениедляборьбысиноземными захватчиками Рассматриваниеплаката,посвященногоДнюнародногоединства.О бсуждение: «Почему на плакате изображены эта два человека? КакиесобытиясвязанысМининымиПожарским?». Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и Пожарский?Интерактивноезадание:рассмотритепортретыМининаи Пожарского,опишитеихвнешнийвид,одежду,выражениелица. Рассказучителяособытиях1612года.Беседа:Чтотакоеополчение? Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с иллюстративнымматериалом 10.Россия–взглядвбудущее Экономика как управлениехозяйством страны: производство, распределение,обмен, потребление. Что сегодняделаетсядляуспешного развития экономикиРФ?Можноли управлять экономикой спомощью компьютера (что такое цифровая экономика – интернет-экономика,электронная экономика). «Умный дом»: «умноеосвещение», «командыэлектроприборам(кофеварка, чайник)»,напоминания-сигналы жителямквартиры. 11.Деньматери Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны? Откудапроизошлослово«экономика»?». Интерактивноезадание:Составлениеплакатарисунка«Чтотакоеэкономическаядеятельность:производствораспределение-обмен-потребление». Воображаемаяситуация:мыпопалив«умныйдом».Чтопроисходит в «умномдоме»?Какиекомандымыможемдатьголосовому помощнику Мать,мама–главныевжизничеловекаслова.Мать– хозяйка в доме, хранительницасемейного очага, воспитательницадетей.Матери-героини. Какпоздравитьмамувеепраздник– Деньматери? Слушаниепесни«Омаме»изкинофильма«Мама».Интерактивноеза дание:расскажемомаме: Мамазаботитсяоребенке:рассматриваниерепродукциикартиныС. Ерошкина«Уколыбели»; Б.Кустодиева«Утро». Мамапомогаетребенкупознатьмир:рассматриваниерепродукциик артины А.Аверина«Море» Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть дочка.Онакапризничает.Кактыееуспокоишь?».Длямальчиков– «Кактыдумаешь,что будетделатьмама». Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного материала:Матери-героини» Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы этосделаем».Рассматриваниерисунков(плакатов)детейровесниковучащихся1-2класса 12.ЧтотакоеРодина? Родина– этострана,гдечеловекродилсяиживет,учится, работает, растит детей.Родина – это отчий дом, роднаяприрода,люди,населенныепункты – все, что относится кстране,государству.Человеквсегдапроявляетчувства ксвоейРодине,патриотчестнотрудится,заботитсяоее процветании,уважаетееисториюикультуру Слушаниепесни«Тоберезка,торябинка».Обсуждение:какпонимае тавторпесни,чтотакое«Родина»? Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с названием территорииРоссии(тундра,тайга,Поволжье,Урал,Кавказ,Камчатка). ВиртуальнаяэкскурсияпогородамРоссии:Москва,СанктПетербург,Волгоград.Достопримечательногородного края. Выставка рисунков детей «Наша Родина, как я ее вижу». Дети рассказываютосвоих рисунках 13.Мывместе. Памятьвремен:каждоепоколение связано с предыдущими и последующимиобщейкультурой,историей,средойоби Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий рассказ отрадицияхвсемье,которыеосталисьотбабушек-дедушек. Традиции,связанныеспроводомзимыивстречейвесныуразныхнар тания.Связь(преемственность) поколений – основаразвитияобществаикаждогочеловека.Семейно едрево. Память о своих родных,которые представляют предшествующиепоколения.Сохранениетрадицийсем ьей,народомСозданиетрадиций своегокласса. 14.Главныйзаконстраны одов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй, ухантыиманси–ДеньВороны.работасиллюстративным материалом. Эвристическаябеседа:«Какиетрадициибудутунашегокласса?». Выставкафотографийкласса: «Мывместе». КонституцияРоссийскойФедерации–главныйзакон государства, который закрепляетправагражданина как отношение государстваиегограждан.Права— этообязательствогосударствапосозданию условий благополучнойжизникаждого человека.ПраваребенкавРФ РассматриваниеобложкиистраницыКонституцииРФ.Рассказучит еля:чтозаписановглавномзаконестраны. Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на свободноепередвижение, выбор места проживания, право на свободный труд, отдых,образование,медицинскуюпомощь. Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом ребенка РФ.Заполнимтаблицу: праваребенкаРФ 15.Героинашеговремени Герой – человек,совершающий поступки, необычные по своейсмелости,отваге.Совершаяподвиги,геройникогд анедумаетоб опасности длясебя,егодействиянаправлены на спасение других.Героямивнашейстранеявляютсянетольковзро слые,нои дети. Проявление уважения к героям, стремление воспитыватьусебяволевыекачества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь.Памятникигерояммирного времени Просмотрвидеоматериала«Героимирноговремени»оврачахг.Благ овещенска. Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом? Очемдумали врачи, узнавопожаре?Каконивелисебя? Интерактивноезадание:проанализировавпоступокподростка,сост авить его портрет. Например, героические поступки Вани Макарова,МаксимаКобычева,ЛидыПономарёвой, МариныПлотниковой. Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена мужества,медаль«Заотвагу». Рассматриваниеиописаниепамятниковгерояммирноговремени.На пример,памятникпожарнымиспасателям(Новосибирск);памятникге роям,погибшим,спасаядетей(Севастополь),памятникморякамподводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник пожарным испасателямМЧС(Тверь)– на выбор. Воображаемаяситуация:представим,чтомынаходимсяоколопамят никагерояммирноговремени.Какиецветымывозложимк памятнику,чтонапишемналенточке? 16.«Новыйгод–традициипраздникаразныхнародовРоссии» Новыйгод– любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения новогоднегопраздникавРоссии.Участиедетейвподгот овкеивстречеНовогогода.ПодаркиипожеланиянаНов ыйгод.Историясозданияновогоднихигрушек. Традиции Новогоднего праздникаразныхнародовРоссии:якутов(праздник"Ы сыах"); бурятов День БелогоМесяца);осетинскийНовыйГодНогбон;татар(« Навруз»)–по выбору. Просмотриобсуждениевидео:«МоскваНовогодняя!».Беседа:каку крашен к Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш дом квстречеНового года. Рассказыдетей:«Моялюбимаяновогодняяигрушка». Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек» (Москва)Интерактивноезадание:составлениеколлективногорассказа «История НовогоднегопраздникавРоссии»(наосновеиллюстративногомате риала) Чтениедетьми(илирассказывание)короткихисторийотрадициивст речиНового годанародовРоссии 17.От«А»до«Я».450лет«Азбуке»ИванаФедорова Иван Федоров выдающийсяпервопечатниквРоссии,нетолькосостави тельииздательпервыхкниг,ноипедагог,создательмето дикиобученияграмоте. Особенности построения«Азбуки» Рассматриваниестраниц«Азбуки»И.Федорова. Сравнениеиллюстраций,буквссовременным«Букварем».Беседа:« Каквы думаете, был ли интересен детям того времени такой учебник? Мог лисоздать такую книгу человек, который не понимал детей, не знал, как ихучитьграмоте? Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в Москве, упамятника И. Федорову. Захотелось ли вам положить к памятнику цветы?Какие? 18.Налоговаяграмотность Налог– денежныеотношениямеждуорганизациейилюбымраб Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры использованияналогов. отающим человеком, необходимая обязательнаяплатагосударствуслюбыхдоходов. Для чего взимаются налоги?Откудагосударствоберетденьгидлясодержани яучреждений,армии,объектовкультуры, строительства жилья,детскихсадовишкол,больниц, стадионовидр.? 19.Непокоренные(блокадаЛенинграда) Что такое блокада? 900 днейжизниподобстрелом,безпродовольствия и электричества.Какжилииочёммечталидетиблокадног огорода:ленинградскийломтикхлеба;печьбуржуйка;б локаднаяшкола,какпраздновалиНовый год... Дорогажизни. Посильная помощь детей взрослым:уходзаранеными,дежурствонакрыше. Беседа:«Накакиеденьгистроятсябольницы,детскиесады,школы;б лагоустраиваются города,ремонтируютсядороги?» Дискуссия:«Можетличеловекотказатьсяплатитьналоги?Почемуг оворят,чтоуплатаналогов-обязанностьгражданина?» Просмотрвидеофильма«СалютвЛенинградевчестьпрорываблока ды».Беседа: почемуленинградцыплачутвовремясалюта? Послушаемзвукметронома.Очемонподавалсигналы? Интерактивноезадание:рассматриваниефоторисунковдетейблока дного Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о чемрассказывают рисунки детей? Можно ли сказать, чтоавторы рисунковвспоминаютисториюсвоейжизни? Работасфотографиями:особенностиучебногокласса,чемонотлича етсяот классамирноговремени? Воображаемая ситуация:представим,что мы подошли к памятнику,посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим около него тихо,поклонимсягероямгорода,несдавшихсяврагу,положимцветы 20.СоюзникиРоссии Когоназываютсоюзником?Договороколлективной безопасности– объединениегосударств,которыесовместноборютсяст ерроризмом. Экономическое сотрудничество государств с Россией:Китай,Белоруссия. Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной люди сосложенныминагрудируками,надругой– пожимающиедругдругуруки)».Какуюиз них можноназвать«союзники»? Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали союзниками) вборьбесмеждународнымтерроризмом. КультурноесотрудничествогосударствсРоссией:сп ортивные соревнования, художественныевыставки, фестивалииконкурсы,выступлениятеатров 21.Менделеев.190летсоднярождения Наукаиученые:научныеоткрытияпозволилиизмени тьжизньчеловекаиразвиватьобщество. Лаборатория ученого. Что внейпроисходит? Д.И. Менделеев выдающийсяученыйхимикифизик(изучалсвойствавеществ), создатель воздушногошара. Менделеев–педагог,профессор химии в университете,авторучебниковпохимии.Любимыезаня тияученоговсвободноевремя: «чемоданныхделмастер»,шахматист. Интерактивноезадание:наосновеиллюстрацийописатьтовары,кот орыеполучаетРоссияизстран(Китай,Белоруссия,Турция,Сирия) Просмотриоценкавидео:выступленияБольшоготеатразарубежом Просмотрвидео:открытиячеловека,которыепозволилиразвиватьо бщество(паровоз,радио,электричество,космическаяракета) Интерактивноезадание:Намнужносравнитьсвойствакакихтовеществ, например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно сделать?Зачемученый проводитопыты,эксперименты? Рассказучителя:Д.И.Менделеевпроводитопытысразличнымивещ ествами,изучаяихсвойстваивыделяяпохожиесвойствавеществ. Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на воздушномшаре. Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос: «С какой цельюсоздалМенделееввоздушныйшар?Ответы:онхотелпоказатьсво имдетямЗемлюиз космоса;емунравилосьлетать;онхотелизучатьатмосферу. Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание чемоданов,шахматы, рисование. Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел мастер»?Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно ли по свободнымзанятиямученогосказать,чтоонбылразносторонним,твор ческимиоченьинтереснымчеловеком? 22. Деньпервооткрывателя Первооткрывателипервымиоткрывает новые земли, страны,изучаютиописываетихособенности. Российскиемореплаватели:открывшиеАнтарктиду Просмотрвидео«Антарктида–шестойконтинент Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия Антарктиды.РассматриваниепортретовФ.БеллинсгаузенаиМ.Лазаре (Ф.БеллинсгаузенаиМ.Лазарев).Первыеоткрывателик осмоса:Ю.Гагарин,В.Терешкова,А.Леонов. Проявлениеинтересаиуважения к личности первооткрывателя,егочертам характера: целеустремленности,смелости,упорству ва,атакжепарусныхкораблей. Работасиллюстрациями:рассматриваниеиописаниестанций, работающих вАнтарктиде:«Мирный»,«Лазаревская»,«Прогресс».Беседа:скакойц елью создаютсястанциивАнтарктиде? Интерактивноезадание:чтотызнаешьопервыхкосмонавтах.Расска зыдетейнаосновеиллюстраций икартинокосмосе А.Леонова. Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей класснойкниги«Первопроходцы». 23.ДеньзащитникаОтечества Благодарностьармиизамирнуюжизнь,запроявлени епатриотических чувств, защитуРодины,охрануеерубежей.Преемственностьпо колений. Армиявгодывойныимирное время: всегда есть местоподвигу.ПамятниксоветскомувоинувБерлине.К ачество российскоговоина:смелость,героизм,самопожертвова ние Просмотрвидео:парадПобеды1945г.Беседа:скемсражаласьсоветс каяармия?ЧтопринеслапобедавВОВнашейстранеимиру?Какие чувства испытываютлюдиразныхпоколений,освободившисьотфашизма?Инт ерактивноезадание:краткиесуждениядетейпоиллюстрациям: «ВспомнимгероевСоветскогоСоюза».(Например, дваждыГероиСоветскогоСоюза:летчики–В. Алексеенко,Н.Степанян,А.Ефимов;танкисты – С. Хохряков, В. Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (повыбору). Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в Берлине (оН.Масалове). 24.Какнайтисвоеместовобществе? Твоеместовсемейномколлективе.Твое равноправноеучастиевтрудовой,досуговойжизнисемь и.Проявлениеактивности,инициативностивделах семейных. Классныйколлектив– этотвоедетскоеобщество.Твоиинтересы, Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли детямработатьвместе сродителями? Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как равноправныйчленсемейногоколлектива:а)Онавсегдаоткликаетсяна просьбубабушкипомочьей; б)Олявсегдапредлагаетбабушкесвоюпомощь. обязанности, друзья вэтомобществе. Интерактивноезадание:оцениситуации.Ответьнавопрос:«Ктоизэт ихдетейнашелсвоеместо вколлективе». 1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную газетуответил:«Янемогу,некогдамне.ПустьМиларисует». 2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для выступлениянужныодинаковыеплаточкигалстучки.Гдеихвзять?Оляпредлагает: «Менямаманаучилавязать.Ясвяжуплаточкигалстучки,будеткрасиво». Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки. Какиекачествахарактеризуютколлектив:соотнесисловокачествоссоответствующейпословицей. «Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В коллективечужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В согласном стаде волк нестрашен»(согласие,единство);«Безкомандиранетколлектива»(уме ние подчиняться) 25.Всемирныйфестивальмолодежи Фестивальмолодежиистудентовпроходитподлозун гом«Замир,дружбу,солидарность и справедливость!».Фестиваль– этовозможностьмолодыхлюдейобщаться:поделиться своимипланаминабудущее,рассказатьосвоейстране,о работе или учебе. На Фестивалепроводятся различные мероприятия, собрания, диспуты, дружеские соревнования, концерты. Россияпринимаетгостейсовсегомира дружелюбноигостеприимно Просмотрвидео:открытиеМеждународногофестивалямолодежии студентовв2017г.Беседа:длячегопроводятсяФестивалимолодежи. Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас – участникФестиваля.Выизучилипрограммуихотитевыбратьмероприя тие,накотороевамхочетсяпойти.Поделитесьсвоимипланамисоднокл ассниками. ПрограммаФестиваля:1)Образовательнаяпрограмма– «Россиявсоветскоевремя»,«ДеньАфрики»,«ДеньАзиииОкеании»,«Д еньЕвропы»,«Неграмотностьвмиреиборьбасней».2)Культурнаяпрог рамма – «Джазовыйфестиваль»,«Музыкабудущего»,«Танцевальнаяакадемия » Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус» (работа силлюстративнымматериалом):чтоувидятздесьгостиФестиваля 26.Первымделомсамолеты….Огражданскойавиации Гражданской авиации России100 лет. Значение авиации дляжизниобществаикаждогочеловека. Мечтачеловекалетатьвоплотиласьвсказках,легенда х.ПервыйсамолетгражданскойавиациивРоссии.Типы современныхсамолетов. Просмотрвидео:взлетсамолета. Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в воздухподнимаетсясамолет?леталиливынасамолете?Вашиощущени я(страшно, удивительно,радостно,удивительно). Работасиллюстрациями:начемлетаютгероирусскихсказок(народн ыхи авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, КонекГорбунок.РассматриваниекартиныА.Дейнеко«Никитка– первыйрусскийлетун».Чтениеучителемотрывкаизлегенды:«СмердН икитка,боярскогосынаЛупатовахолоп»,якобысмастерилсебеиздерев аикожикрыльяи дажесуспехомлеталнаних». Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века дорогаиз Москвы в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5 дней.Сегодня отМосквыдосеверной столицы–1,5 часаполета. Рассказучителя:первыйсамолетгражданскойавиациивРоссии– АНТ-9. Просмотрвидео:новыесамолетысегодня. 27.Крым –дорогадомой Вспомним, что такое Крым?УникальныеприродныеместаКрыма.ГородаКр ыма,егостолица. КакживетсегодняКрым. Видео:«ПутешествиепоКрыму».Работасиллюстрациями:уникаль ныеместаприродыКрыма,столица– Симферополь.Детскийпарк.ПаркСалгирка, танк-памятник освободителям города от фашистов, Крымскийтеатркукол. Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма. Что бывыпосоветовалипосмотретьвКрымуеегостям? Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники послеуроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки и шахматы,танцы,занятиелепкойилирисованием,театральнойдеятельн остью. 28.Россия–здороваядержава Человек должен быть здоров,жизнерадостен,закален.Этопомогает ему многое успевать,успешнозаниматьсятрудом,учебой,домашн имиделами.Здоровыелюдиактивноучаствуютвжизни общества. Чтотакоездоровыйобразжизни, как человек должен егоорганизовывать. Россия– спортивнаястрана Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы понимаетеслова гимна:«Дети– будущеестраны!» Эвристическаябеседа?«Почемучеловекдолженбытьздоров,жизне радостени активен?» Интерактивноезадание:сравнитерисункидвухдетей,оцените,како ниодеты, чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению, чаще болеет?Работастекстамистихотворенийоздоровьеизанятиямифизкул ьтурой. Например,«Зарядка»(А.Барто),«Купитьможномного»(А.Гришин) , «Солнцевоздухивода»(А. Усачев). Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые расскажутнам,чточеловекдолженделать,чтобы сохранитьиукрепитьздоровье. Интерактивноезадание:рассмотретьфоторазныхвидовспорта,назв атькаждыйвид.Рассказать,какимспортомтызанимаешьсяилихочешьз аниматься? 29.Цирк!Цирк!Цирк! Почемуидети,ивзрослыелюбятцирк? Цирковые профессии. Вспомнимвеликиесемьицирковыхартистов:семья Просмотрвидео– цирковоепредставлениеи«Песенкиоцирке».Беседа: «Любителивыцирк?» Запашных; семья Кантемировых.Знаменитый «УголокДурова»иегооснователь. Великий клоун Ю. Никулин.Первая женщинаукротительница тигров Ю. Бугримова Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини фото сназванием цирковых профессий). (Например, воздушный гимнаст, клоун,укротитель,наездник,жонглёр,акробат)–по выбору. Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми семьями ицирковымиартистами.Описаниеихцирковойдеятельности. Создадимплакат-аппликацию«Цирк!Цирк!Цирк!» 30.«ВижуЗемлю» Книга Ю.А. Гагарина «ВижуЗемлю».Первыевпечатлениякосмонавтаонабл юденияхголубойпланеты«Земля». СтраницырассказаЮ.А.Гагарина«ВижуЗемлю»:де тство,участиевсемейномтруде,тяготывойны,перваяпр офессия,желаниеистремлениестатьлетчиком.Первый полет. КаксовременныйшкольникможетизучатьпланетуЗ емля? 31.215летсоднярожденияГоголя Видео:пусккорабля-спутника«Восток1».Обсудим:какоеслово,сказанноеЮриемАлексеевичемвовремявзле та,сейчасзнаетвесьмир? Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги Ю.А.Гагарина«ВижуЗемлю»(детство,перваяпрофессия,желаниестат ьлетчиком). Оцениваем качества характера Юрия, которые помогли емустатьнастоящимлетчиком,апотомикосмонавтом(ответственност ь,настойчивость,трудолюбие,мечтательность). Виртуальнаяэкскурсиявпланетарий Н.В.Гоголь– великийрусскийписатель.Егопроизведения сатирически освещают жизнь общества XIXвека.Удивительныефактыписателя: сочинение стихов в 5лет;загадочностьповедения,стеснительность;суевер ность.УвлеченияГоголя:любовькрукоделию; умение и интерес кприготовлениюукраинскихблюд. Знакомство и дружба ГоголяиПушкина Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.Бесед: «Сравнитеизображение Гоголя на памятниках. Почему один называют «грустным», авторой«веселым»? Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом повестиГоголя «Ночь перед Рождеством»: определите, к какому тексту относитсяиллюстрация. РассматриваниерепродукциикартиныМ.Клодта«ПушкинуГоголя ». Беседа:«Чемзанимаютсягероикартины?» Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций, определите понимувлеченияписателя 32. Экологичноепотребление Экологичноепотребление– какиспользоватьприроду,чтобы приносить ей как можноменьшевреда.Чтозначит– жизньбезотходов:отказотненужного,продлениежизни вещей, повторное использование, экономия природногоматериала(воды,света) Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится седьмымконтинентомЗемли».Беседа:вредитлиприроде«седьмойкон тинент»(мусорноепятно вТихомокеане). Воображаемаяситуация. 1) Представим, что мальчик порвал брюки. Предложите способы возможногоиспользованияэтойвещи. 2) Бабушканаварилаогромнуюкастрюлюкаши.Никтоуженехочетееесть .Предложитеспособы,чтобыкашуневыбрасывать. Работасиллюстративнымматериалом:берегутлиприродужителиэт ойквартиры? Обсудим:какиетабличкинапоминанияможносделатьвдоме,чтобыэкономноотноситьсякводе и электричеству. 33.Трудкрут! Труд– основажизничеловекаиразвитияобщества.Любойтруд имеетцель,результат. Качества труженика,которые определяют успешностьеготрудовойдеятельности:наличиезнаний -умений, терпение, старательность, ответственность,аккуратностьидр. Просмотрвидео«Ежик– неумейка».Какоекачествоежикапомоглоемувыбратьсяизкастрюли? Просмотрвидео«Трудгончара».Беседа:«Легколисделатьвазу?»:б ыстролилепитсяпредметизглины;почемугончардолженбытьвнимате льным?Аккуратным?Получитсяликрасивыйпредмет,еслиспешить,н еобращатьвниманиенанеровности,нарушениепропорций? Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова. Незнайка былтаким любознательным! Онпытался играть на трубе, рисовать, писатьстихи,дажеуправлятьмашиной.Почемжеунегоничегонеполуч алось? Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового действия сважнымусловиемегоуспешноговыполнения.Например,приготовит ьпирог (знать рецепт его приготовления); убрать квартиру (уметь включатьпылесос); помочьприпорезепальца(уметьобрабатыватьрану) Обсудимвместе:определимзначениепословиципоговорокотруде: «Нужнонаклониться,чтобыизручьянапиться»;«Былабыохота,зала дитсявсякая работа»,«Поспешишь– людейнасмешишь».Обратимвниманиена слова, которые очень важны для работы (знания, умения, усердие, старание, терпение,желание). 34.Урокпамяти Чтотакоепамятьчеловека?Памятьначинаетсяссемь и,детства,школы Что такое память поколений?Страницыпрошлого,которыенельзя забывать. Преемственностьвтрудовойдеятельности:декорати вно-прикладноеискусствонародовРоссии.Трудовые династии. Качества россиянина,которыепереходятизпоколениявпок оление. Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей школьнойжизни? Эвристическаябеседа: что может рассказать семейный альбом? Рассказыдетейосвоемсемейномдреве. Просмотрвидео:вспомнимгероическиестраницыисторииРоссии. Назовемисторическоесобытиеиеговлияниенажизньобществаикаждо гоегочлена Беседа: какое чувство объединяло гражданРоссии,когдаРодинегрозилаопасность? Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера игрушки»описываютигрушку:какназывается,длячегопредназначена ,изчегосделана,гдепроизводится(например,Хохломская,Городецкая, Дымковская,Филимоновская,матрешкаизСергиеваПосада – повыбору) Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и другимрадостьприносит» РаботасиллюстрациямиТрудовыединастиинеобычныхпрофессий . Например,Дуровы,Запашные. 35.Будьготов!Коднюобщественныхорганизаций 19мая– Деньдетскихобщественныхорганизаций.Чтотакое общественная организация?Чемзанимаютсяобщественнаяорганизац ия(общественное движение) «Школа безопасности»,«Зеленая планета»? Какмывидимнашеучастиевобщественномдвижени идетейимолодежи? Просмотрвидео:поздравлениевсехшкольниковсДнемдетскихобщ ественныхорганизаций. Работасиллюстративнымматериалом:чемзанимаютсяобщественн ыеорганизации«Школабезопасности»,«Зеленаяпланета». Интерактивноезаданиенаосновевоображаемойситуации:еслибым ыбыличленомоднойизэтихорганизаций,чеммымнехотелосьзанимать ся? Коллективныйдиалог:составимпоздравлениесДнемобщественны хорганизаций 36.Русскийязыквеликийимогучий.К225-летиюсоднярожденияА.С.Пушкина А.С.Пушкин– великийрусскийпоэт.ДетствоСашиПушкина – влияние бабушки иняни. Темы сказок поэта, схожие снароднымисказками. НародностьязыкавпоэзииА.С.Пушкина,использов аниеразговорнойречи Просмотрвидео– А.С.Пушкин«Няне».Беседа:«Какиестрокистихотворенияговорятоб отношениипоэтаксвоейняне? РассматриваниерепродукциикартиныА.Непомнящего«ДетствоП ушкина».Разыгрываниесценки: Саша:-Еще,нянюшка,еще! Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать пора… Ну даладно, слушай еще. У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотыецепи… Интерактивноезадание:соотнестииллюстрациюксказкеА.С.Пушк инасострочкамиизтекстасказки. ЧтениепоролямотрывковизсказокА.С.Пушкина:диалогвсказке