МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АНСАЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГАДЖИМУРАДА АСХАБОВИЧА НУРАХМАЕВА»
БОТЛИХСКОГО РАЙОНА, С.АНСАЛТА, РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН.
«Рассмотрено и согласовано»
на педсовете
от 31. 08 2023 года
«Утверждено»
директор школы:
Лабазанов Л.Р.____________
от «31» 08 2023года
Приказ №50/1
РАБОЧАЯПРОГРАММА
КУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(для 1–2 классов образовательных организаций)
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств
енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего
общего
образования,
федеральных
образовательных
программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп
озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш
кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного
отношения
к
Родине,
природе,
человеку,
культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
формированиеинтересакпознанию;
формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважитель
ногоотношения кправами свободам других;
выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовых
норм;
созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
осознаниесвоего меставобществе;
познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют
следующиедокументы.
1. Федеральный
закон
"Об
образовании
Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ
в
Российской
2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде
нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн
остиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
Минюстом
России05.07.2021№64100).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№
569
«О
внесении
изменений
в
федеральный
государственный
образовательныйстандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России17.08.2022№69676).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении
методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов
ажном»» от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№
372
«Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№7
4229).
Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11классов.
В
2023–2024
учебном
году
запланировано
проведение
36
внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро
ком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног
о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее
уникальной
истории,
богатой
природе
и
великой
культуре.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани
есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и(или)
беседа
с
обучающимися.
Занятия
позволяют
обучающемуся
вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр
еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми
ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест
веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением
кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего
исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос
питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,
ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в
приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево
спитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар
евтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числаежегодно
(государственные
и
профессиональные
праздники,
даты
историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте
чества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип
овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы,
искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро
жденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный
день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель
нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе
спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария
внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет
омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая
память
–
обязательная
часть
культуры
народа
и
каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро
должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ
единенияиндивидуальныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственные
качества: благодарность, уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия.
Например,
тема
«День
народного
единства» рассматриваетсяна
известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается
взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,
продолжает егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро
блема:
каждое
поколение
связано
с
предыдущими
и
последующими
общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже
н
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк
ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
кродномудому, малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает
ся
многогранность
чувства
патриотизма
и
его
проявления
в
разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
доброта—
этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь
без
ожидания благодарности;
благотворительность
—
проявление
добрых
чувств;
благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности
– семья
связана
не
только
общим
местом
хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—
проживания,
общим
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
другдругу;
– обучающийся
должен
ответственно
относиться
к
своей
семье,
участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные
ценности
всегда
были
значимы
для
народов
России;
семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема
семьи,
семейных
взаимоотношений
и
ценностей
является
предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь
е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура
общества
—
это
достижения
человеческого
общества,
созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
вовсеммире;
–
культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств
о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из
образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен
ийлюдей.
Темы,
связанные
с
осознанием
обучающимися
этой
социальной
ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому
многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен
ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в
науке
работают
талантливые,
творческие
люди,
бесконечно
любящиесвоюдеятельность;
– в
России
совершено
много
невозможнопредставитьсовременный мир.
научных
открытий,
без
которых
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу
Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател
ьно
добиваться
точного
усвоения
нового
знания,
запоминания
и
четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн
еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года
учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопосл
ужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим
.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает
региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио
нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв
итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса
семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре
длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатов,обучающихсяпедагогможетдостичь,ув
лекаяшкольниковсовместнойи
интересной
многообразной
деятельностью,
позволяющей
раскрыть
потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо
брожелательную,
поддерживающую
атмосферу;
насыщая
занятия
ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю
щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре
ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
С
чего
начинается
Родина?
Колыбельная
песня
мамы,
первая
игрушка,первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и
историяродногокрая.ОтветственностьгражданиназасудьбусвоейОтчизны.Историч
ескаяпамятьнародаикаждогочеловека.Связь(преемственность)поколений–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Историческаяпамять
–
этостремлениепоколения,живущеговнастоящеевремя,принятьивоспитыватьвсебек
ачества,которыеотражаютнравственныеценностипредыдущихпоколений(«Там,где
Россия»,«ЧтотакоеРодина?(региональныйиместныйкомпонент)»,
«Деньнародногоединства»,«Урокпамяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь
кродному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви
кОтчизне.Преемственностьпоколенийвготовностизащищатьроднуюземлю.Велика
яОтечественнаявойна:герои,подвиги,самопожертвование.НепокоренныйЛенингра
д:страницыисторииблокадыгорода(«Зоя.К100-летиюсоднярожденияЗои
Космодемьянской»,
«Непокоренные.
80летсо
дняполного
освобожденияЛенинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества.
280 лет со днярожденияФ.Ушакова»,«Союзники России»,«Урокпамяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства.
Чтотакоеправаиобязанностигражданина.ПраваребёнкавРоссии.Примерывыполнен
ия обязанностей членами общества. Избирательная система в России(общее
представление)
(«Главный
закон
страны»,
России(30летЦИК)»,«Налоговаяграмотность»).
Любовькроднойприроде,ееохранаизащита–
«Избирательная
система
проявлениепатриотическихчувств.Россияоткраяидокрая:разнообразиеприроды,
объекты природы,
вошедшие
в список мирового достояния
ЮНЕСКО.
Природамалой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера,
Сибири,ДальнегоВостока.Крым–природнаяжемчужина.Симферополь—
столицаРеспублики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу
Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные
ценности
российского
общества.
Трудовая
деятельностьроссиян, созидательный труд на благо Отчизны.Многообразие
профессий,
людиособыхпрофессий(спецназ,МЧС,полиция,гражданскаяавиация)(«Деньспецна
за»,««Первымделомсамолеты».О гражданскойавиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего —
чтобудет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек
идедушек.Профессиональныединастии.Зачемнужноучитьсявсёвремя,покаработае
шь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашеговремени»).
Гуманизм,
доброта,
волонтёрская
деятельность
—
качество
настоящегочеловека,способностьоказатьпомощь,поддержку,проявитьзаботуимило
сердие.Доброедело:комуононеобходимоидлякогопредназначено.Добрыеделаграж
данРоссиивпрошлыевремена:благотворительностьграждан;пожертвованиекакодна
иззаповедейвтрадиционныхрелигиях.
Деятельность добровольцев как социальное
служение
в военное
и
мирноевремя:примерыизисторииисовременнойжизни.Качествалюдей,которыхназ
ываютдобровольцами: милосердие, гуманность,сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим
людям?(«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихичес
когоздоровья,профилактикабуллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность –
мывместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается:больным,старым,слабым(«Будьготов!Коднюдетскихобщественныхорга
низаций»).Всемирныйфестиваль молодежи
Учебныйколлектив.Правилавзаимодействиявучебнойдеятельности.Взаимо
ответственность
членов
учебного
коллектива
за
успехи
одноклассников,помощь,поддержкавколлективе–
залогегоблагополучияиотсутствияконфликтов.Противостояниеотрицательнымвли
яниям(«Всемирныйденьпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга)»,«Россия–
здороваядержава»).
ГосударственныепраздникиРоссийскойФедерации:
Новыйгод,—
замечательныйобщенародныйпраздник.Традициипразднования Нового года в
разных
странах.
История
возникновения
новогоднегопраздникавРоссии.Рождество(7января).ИсторияпраздникаРождества
Христова.РождественскиетрадициивРоссии.Историясозданияновогоднихигрушек(
«Новогодниесемейныетрадицииразных народовРоссии»).
День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России.Значениенаучныхоткрытийдляпрогрессаобществаиразвитиячеловека.Прее
мственностьпоколенийвнаучныхдостижениях.Выдающиесяученыепрошлых
веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научныеоткрытия
российских учёных, без которых невозможно представить современныймир:
телеграф,
цветная
фотография,
радиоприёмник,
ранцевый
парашют,
наркоз,искусственноесердце.Качестваученого:талант,вдохновение,упорство,увлеч
енность.
Проявление
интереса
к
научным
знаниям
и
деятельности
российскихученых.Желаниерасширятьсвоизнания,участвоватьвшкольнойопытноисследовательскойдеятельности.Чтотакоевиртуальныймириктоегосоздаёт?
«Плюсы»и«минусы»виртуальногомира.ПравилабезопасногопользованияИнтернет
-ресурсами.(«Россия:взглядвбудущее»,«Технологическийсуверенитет/цифровая
экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева.День
российскойнауки»).
День
защитника
Отечества
(23
февраля).
История
рождения
праздника.Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время:
всегда
естьместоподвигу.Качествороссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвован
ие («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.Ушакова»).
Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности
илюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе—
труженица,мать,воспитательдетей.ВеликиеженщинывисторииРоссии,прославивш
иесвоюОтчизну
(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
Денькосмонавтики(12апреля).Страницыисториироссийскойкосмонавтики.
Первый
искусственный
спутник
Земли;
Луноход-1;
первый
полётчеловекавкосмос–Ю.А.Гагарин;первыйвыходвоткрытыйкосмос
—А. А.
Леонов;
Поляков.
самый
длительный
полёт
в
космосе
—
Валерий
Гордостьроссиянзауспехистранывосвоениикосмоса
(«ЯвижуЗемлю!Этотаккрасиво»).
ПраздникВесныиТруда(1мая).Историипраздника–
100лет.Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в
саду,
в
огороде.
Сдавнихвременлюдижелалидругдругухорошегоурожая,удачноголета.Традицияиз
менилась,
когда
женщины-работницы
выступили
на
митинге
с
требованиямипрекратитьэксплуатироватьдетскийтрудиповыситьзаработнуюплату
женщинам(«Трудкрут!»).
ДеньПобеды(9мая).ВеликаяпобедасоветскойармиивВеликойОтечественно
й войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободусвоей Родины?
Вклад
в
победу
советских
воинов,
тыла,
партизанского
движения.Ктотакиефашисты?Почемуонихотелисделатьвсенародысвоимирабами?
Преступлениянацистов:концлагерькакместапринудительнойжестокойизоляции.Де
тиОсвенцима.11апреля—
деньосвобожденияузниковконцлагерей.Связь(преемственность)поколений:бессме
ртныйполк—помним,любим,гордимся(«Деньпамяти»).
ДеньРоссии(12июня)–праздниквсех,ктолюбитсвоюстрану,заботитьсяо
ее
процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласиявсех
народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,что
Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах
СеверногоЛедовитогоокеанаинасклонахКавказскихгор,вПоволжьеизаУралом….В
этотдень мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там,
гдеРоссия»).
День
знаний
(1
сентября).
Наша
страна
предоставляет
любому
ребёнкувозможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходимане только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа
успешногоразвитиячеловекаиобщества.Каждыйдолженстремитьсякобогащениюир
асширениюсвоихзнаний(«ДеньЗнаний»).
День
учителя
(5 октября).
Учитель
—
важнейшая
в обществе
профессия.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Учитель
—советчик,помощник,участникпознавательной
деятельности
школьников.
Оценка учительского труда. Страницыистории развития образования. Первые
школы,
первые
учителя-монахи.
Влияниекнигопечатаниянаразвитиеобразования.И.Федоров.Великиепедагогипрош
лого.Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская
школа Л.Н.Толстого(«Деньучителя(советникипо воспитанию)»).
Деньнародногоединства(4ноября).Этотпраздник–
проявлениегордостиипоклоненияпредшествующимпоколениям,которыенеразпроя
влялипатриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина
нуждалась
взащите.Такбылов1612году,когдаМининиПожарскийсобралинародноеополчениед
ляборьбысиноземнымизахватчиками.Такбылов19411945годахвовремяВеликойОтечественнойвойнысфашистами.(«Деньнародногоеди
нства»).
Различныепраздники,посвященныеисторииикультуреРоссии:
Историческаяпамять:ПётриФевронияМуромские–
символлюбвиивзаимопониманиявсемейнойжизни.Ценностироссийскойсемьи:люб
овь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей).Семья–
первыйвжизниребенкаколлектив.Традиции,обычаи,трудоваяидосуговаядеятельно
сть;
взаимоотношения
в
семьях
разных
народов
РФ.Поколения
в
семье.Семейное«древо».Особоеотношениекстаршемупоколению,проявлениедейст
венногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.Рольотцавсемье,уча
стиевхозяйственнойдеятельности,досугесемьи,укреплениитрадиционныхсемейны
хценностей.Пониманиеролиотцакакродителя,участиеввоспитаниидетей,отцовское
влияниенасынаи/илидочь.Мать,мама—главныевжизни человека слова. Мать —
хозяйка
в
доме,
хранительница
семейного
очага,воспитательницадетей.Спервыхднейжизнирядомсребёнкомвсёвремяприсутс
твует
мама
—
человек,
чьё
сердце
бьётся
чаще
и сильнее,
чем
у
другихлюдей(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
КультураРоссии.Чтотакоетворчество?Людитворческихпрофессий:поэты,худ
ожники,композиторы,артисты,создателиигрушек.Примерынародных
промыслов.Искусствовжизничеловека.СтраницыисториистановленияискусствавР
оссии:отДревнейРусидосовременности(скоморохи,первыетеатрыопера и балета,
драматические
театры
в
России).
Музыкальное,
изобразительное,театральное,цирковоеискусстваиеговыдающиесяпредставители.
К.С.Станиславский—
великийдеятельтеатральногоискусства:яркиестраницыжизнии
деятельности.
Значение российской культуры для всего мира («По ту сторонуэкрана. 115 лет
кино
в
России»,
«Цирк!
Цирк!
Цирк!
(К
Международному
днюцирка)»,«От«А»до«Я»,450 лет«Азбуке»ИванаФедорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни
памятироссийских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич
Гоголь –русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы
(«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий.
225 летсодня рожденияА.С.Пушкина»).
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммывнеурочныхзанятий
«Разговорыоважном»
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженийшкольник
амиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульт
атов.
Личностныерезультаты
Гражданскопатриотическоговоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражда
нскойидентичности;сопричастностькпрошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение ксвоему и другим народам; первоначальные
представления
о
человеке
как
членеобщества,оправах
иобязанностигражданина,качествахпатриотасвоейстраны.
Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим
миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде;
неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальностикаждого
человека;
проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинени
ефизическогои
моральноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений.
Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественн
ойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициями
своего
и
других
народов;
стремление
к
творчеству
самовыражению
в
разныхвидаххудожественнойдеятельности.
Физическое
воспитание,
культура
здоровья
и
эмоционального
благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношениекфизическомуипсихическому здоровью.
Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,
ответственное
потребление
и
бережное
отношение
к
результатам
труда,интерескразличнымпрофессиям.
Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартин
емира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьиса
мостоятельностьвпознании.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способност
ькпоисково-исследовательскойдеятельности.
Метапредметныерезультаты
Универсальныеучебныепознавательныедействия:длярешенияпредложенных
учебныхзадачиспользоватьинтеллектуальныеоперации(сравнение,анализ,классиф
икацию),оцениватьситуациинравственногоибезнравственногоповедения,приводит
ьпримерысобытий,фактов,демонстрирующихотношениечеловекакокружающемум
иру,проявлениенравственноэтическихкачеств.Работатьсинформацией,представленнойвтекстовом,иллюстрати
вном,графическомвиде.
Универсальные
учебные
коммуникативные
действия:
проявлять
активностьвдиалогах,дискуссиях,высказыватьсвоемнениепоповодуобсуждаемыхп
роблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные
иписьменныевысказывания,небольшиетексты(описание,рассуждение);проявлятьж
еланиеготовитьнебольшиепубличныевыступления.
Универсальные
учебные
регулятивные
действия:
признавать
возможностьсуществования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказыватьсвоемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпор
ешениюучебнойзадачи,оцениватьсвоеучастиевобщейбеседе(дискуссии,учебномди
алоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач
поосвоению предметныхпланируемых результатов.
Многиетемы«Разговорововажном»строятсянаиспользованиисодержанияуче
бныхпредметов.Этопозволяетсовершенствоватьфункциональнуюграмотность
младших
школьников:
развивать
умения
использовать
полученныезнаниявнестандартныхситуациях;отбирать,анализироватьиоцениватьи
нформацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты
сучетомправилрусского языка.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобла
стей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Русскийязык:первоначальноепредставлениеомногообразииязыковикультур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главныхдуховнонравственных
ценностей
народа;
понимание
роли
языка
как
основногосредстваобщения;осознаниезначениярусскогоязыкакакгосударственног
оязыкаРоссийскойФедерации;пониманиеролирусскогоязыкакакязыкамежнациона
льногообщения;осознаниеправильнойустнойиписьменнойречикакпоказателяобще
йкультурычеловека;овладениеосновнымивидамиречевойдеятельности на основе
первоначальных
представлений
о
нормах
современногорусскоголитературногоязыка;использованиевречевойдеятельностин
ормсовременногорусскоголитературногоязыкаиречевогоэтикета.
Литературное
чтение:
осознание
значимости
художественной
литературыипроизведенийустногонародноготворчествадлявсестороннегоразвития
личностичеловека;первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожеств
енныхпроизведенийипроизведенийустногонародноготворчества;овладениеэлемен
тарнымиумениямианализаиинтерпретациитекста.
Иностранный
язык:
знакомство
представителей
других
стран
с
культуройсвоегонарода.
Математикаиинформатика:развитиелогическогомышления;приобретение
опытаработысинформацией,представленнойвграфическойитекстовойформе,разви
тиеуменийизвлекать,анализировать,использоватьинформациюи делатьвыводы.
Окружающий
мир:сформированность
уважительного
отношения
к
своейсемье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее
истории
икультуре,природе;сформированностьчувствагордостизанациональныесвершения,
открытия,победы;первоначальныепредставленияоприродныхисоциальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов иявлений
природы;
о
связи
мира
живой
и
неживой
природы;
сформированностьосноврациональногоповеденияиобоснованногопринятиярешен
ий;первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных
занятияхнаселенияимассовыхпрофессияхродногокрая,достопримечательностяхсто
лицыРоссии и родного края,
наиболее
значимых объектах Всемирного
культурного иприродного наследия в России; важнейших для страны и личности
событиях
ифактахпрошлогоинастоящегоРоссии;основныхправахиобязанностяхгражданина
Российской
Федерации;
развитие
умений
описывать,
сравнивать
игруппироватьизученныеприродныеобъектыиявления,выделяяихсущественныепр
изнаки
и
отношения
между
объектами
и
явлениями;
понимание
простейшихпричинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале
оприродеикультуреродногокрая);приобретениебазовыхуменийработысдоступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе иобществе,
безопасного использования электронных ресурсов организации и сетиИнтернет,
получения информации из источников в современной информационнойсреде;
формирование
навыков
основевыполнения
здорового
правил
и
безопасного
образа
жизни
на
безопасногоповедениявокружающейсреде,в
томчислезнанийонебезопасностиразглашенияличнойифинансовойинформациипри
общениислюдьмивнесемьи,всетиИнтернетиопытасоблюденияправилбезопасногоп
оведенияприиспользованииличныхфинансов;приобретениеопыта
положительногоэмоциональноценностногоотношениякприроде;стремлениядействоватьвокружающейсредевсоот
ветствиисэкологическиминормамиповедения.
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики:
понимание
необходимостинравственногосовершенствования,духовногоразвития,роливэтомл
ичныхусилий
человека;
формирование
умений
анализировать
и
давать
нравственнуюоценкупоступкам,отвечатьзаних,проявлятьготовностьксознательно
мусамоограничениювповедении;построениесужденийоценочногохарактера,раскр
ывающихзначениенравственности,верыкакрегуляторовповедениячеловекавобщес
твеиусловийдуховно-нравственногоразвитияличности;понимание ценности семьи,
умение
приводить
примеры
положительного
влияниярелигиознойтрадициинаотношениявсемье,воспитаниедетей;овладениенав
ыкамиобщенияслюдьмиразноговероисповедания;осознание,чтооскорблениепредс
тавителейдругойверыестьнарушениенравственныхнормповедения
в
обществе;
понимание ценности человеческой жизни, человеческогодостоинства, честного
труда
людей
на
благо
человека,
общества;
формированиеуменийобъяснятьзначениеслов"милосердие","сострадание","проще
ние","дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений
любви кближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории
России,современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь;осуждениелюбыхслучаевунижениячеловеческогодостоинства;знаниеобщ
епринятыхвроссийскомобщественормморали,отношенийиповедениялюдей,основа
нныхнароссийскихтрадиционныхдуховныхценностях,конституционныхправах,
свободахиобязанностяхгражданина.
Изобразительноеискусство:выполнениетворческихработсиспользованиемр
азличныххудожественныхматериаловисредствхудожественнойвыразительностииз
образительногоискусства;умениехарактеризоватьвидыижанрыизобразительногоис
кусства;умениехарактеризоватьотличительныеособенностихудожественныхпром
ысловРоссии.
Музыка:знаниеосновныхжанровнароднойипрофессиональноймузыки.
Технология:сформированностьобщихпредставленийомирепрофессий,значен
иитрудавжизничеловекаиобщества,многообразиипредметовматериальнойкультур
ы.
Физическаякультура:сформированностьобщихпредставленийофизическойк
ультуреиспорте,физическойактивностичеловека,физическихкачествах,жизненнова
жныхприкладныхуменияхинавыках,основныхфизических упражнениях; умение
взаимодействовать
со
сверстниками
в
игровыхзаданиях
иигровойдеятельности,соблюдаяправилачестнойигры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебныхпредметовиспособствуютразвитиюкругозорамладшегошкольника,еговозр
астной
эрудиции
и
общей
культуры.
Эта
функция
внеурочной
деятельностиособенноважнаиявляетсяпослерешениявоспитательныхзадачсущественнойиприоритетной.
Тематическое планирование
1–2 классы (1 час в неделю)
Т
е
м
а
1.Деньзнаний
Основноесодержание
Знания–ценность,котораянеобходима не только
каждомучеловеку,ноивсемуобществу.
Нашастранапредоставляетлюбому
ребёнку
возможность с6,5летучитьсяв школе
Знания–основауспешногоразвитиячеловекаи
общества
Характеристикадеятельностиобучающихся
ПросмотрвидеороликаоДнезнанийиотрадицияхэтогопраздника.
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы,
обсуждениевопросов:«Почемуважноучиться?Какбыть,есличтотонезнаешьилинеумеешь?» идр.
Рассматриваниерепродукцийкартиношколепрошлыхвеков,сравне
ниес современной школой. Например: В. Маковский «В сельской
школе»;
Н.БогдановБельский«Сельскаяшкола»,«Устныйсчет.Народнаяшкола»;Б.Кустод
иев«Земскаяшкола»;А.Максимов«Книжноенаучение»;А.Морозов«
Сельскаяшкола» (навыбор)
Участиевколлективнойигре-путешествии(игресоревновании),разгадываниизагадок
2.Там,где Россия
ЛюбовькРодине,патриотизм
– качества гражданина России.Любовь к родному
краю,
способность
любоватьсяприродой,беречьеё–
частьлюбвикОтчизне.
Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до
края»:природаразныхуголков страны.
Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям городов
России.Достопримечательности Москвы.Беседа: «В каких местах
России тебехотелосьбы побывать?»
Интерактивнаяиграсоревнование:«Знаемлимысвойкрай»(сиспользованиемиллюстраци
й)
3.100-летиесоднярожденияЗоиКосмодемьянской
ГероизмсоветскихлюдейвгодыВеликойОтечествен
нойвойны.Участиемолодеживзащите Родины от
фашизма.
ЗояКосмодемьянская–перваяженщина–
ГеройСоветскогоСоюзазаподвигивовремяВОВ.Качес
тваюнойучастницыдиверсионной
группы:бесстрашие,любовьк
Родине,
героизм.
Рассматривание
иописание
портрета
Зои–московской
школьницы.Восприятиерассказаучителяифотографийизсемейногоа
льбомаКосмодемьянских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в
деревнеПетрищево.
Обсуждение значения пословиц:
«Родина
–мать,умей
занеепостоять»,
«Дляродинысвоейнисил,нижизнинежалей»,«Сроднойземлиумри,несходи»,«Чужой землине хотим,асвоейнеотдадим»(навыбор)
4.ИзбирательнаясистемаРоссии(1час)
ИзбирательнаясистемавРоссии:значениевыбороввж
изниобщества;правогражданинаизбиратьибытьизбран
ным.Участиеввыборах–проявление
заботы
гражданинаопроцветанииобщества.
Важнейшиеособенностиизбирательной системы в
нашейстране:правогражданинанавыбор;
справедливость,
всеобщность,личноеучастиегражданина
5.Деньучителя (советникиповоспитанию)
Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах
детям».Дискуссия:«Какоезначениеимеютвыборыдляжизниобществ
а».
ЧтениечетверостишийоРодине.
Виртуальнаяэкскурсиянаизбирательныйучасток.Коллективноесо
ставление сценария выступления детей на избирательном участке в
деньвыборов
Учитель–важнейшаявобществе
профессия.
Назначениеучителя–социальное
служение,
образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Уч
итель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников.
Оценкаучительскоготруда.
Обсуждениеценностиважнейшейпрофессии.Участиевразыгрыва
ниисценок«Я – учитель»,«Яи мои ученики».
Участиевгрупповой,парнойработе:созданиерисунков«Нашкласс»
, «Мой учитель» .
Работа с
текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связаннымиспрофессиейучителя
6.Овзаимоотношенияхвколлективе
Общаяцельдеятельностиодноклассников.
Взаимопомощь,поддержка,выручка–
чертынастоящегоколлектива.Детскийтелефон доверия
7.Потусторону
Анализрисунков«Рукавички»:умеемлимывместеработать?Умеем
лидоговариваться?».ЧтениеиобсуждениерассказаВ.Осеевой«Тритов
арища?».Диалог:происходятливнашемклассепохожиеистории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Интерактивноезадание:рассматриваниефотографийнашегокласса
:«Мывместе!»
экрана
Российскомукинематографу
–
115лет.Можетлисегоднячеловек(общество)житьбезки
нематографа?
«Великий немой» – фильмыбез звука. 1908 год –
рождениедетского
кино
в
России.
Первыеигровыефильмы:
«Дедушка
Мороз»,
«Царевна-лягушка»,«ПесньовещемОлеге».
Созданиестудии «Союздетфильм».
Известныепервыеигровыефильмы:«Пощучьемувеле
нию»,«Морозко»,
«Королевствокривыхзеркал»,(режиссераАлександраРо
у).
8.Деньспецназа
СлушаниепесниБуратиноизфильма«ПриключенияБуратино»(ко
мпозиторА.Рыбников).
Просмотрвидеоматериалов:кадрыизнемогокино.Беседа:Можнол
ипомимике, жестам,поведениюартистов понятьсюжеткартины?
Интерактивное
задание
–
викторина
«Знаемлимыэтиизвестныедетскиефильмы?»
(отгадывание
по
отдельным
эпизодам
и
фото
героев
названияфильмов).Например,«Пощучьемувелению»,«Королевствок
ривыхзеркал»,«Царевна-лягушка».
Ролеваяигра:«Мыснимаемкино»(разыгрываниеэпизодаизсказки
«Царевна-лягушка»,разговорцаревичаслягушкой).
Рассказыдетей:«Мойлюбимыйкинофильм»
28октября–
Деньподразделенийспециальногоназначения.Странаго
рдитсяважнойработойбойцовспецназа.
Легендарные
подразделения:«Альфа»,борьбастеррористами,освобождениезаложников,поиск
особо опасных преступников.
Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида
бойцовспецподразделения,примерыдеятельностиподразделенийспе
цназа:освобождениезаложников,захваттеррористов.
Просмотрвидеоматериаловофизическойподготовкебойцовспецна
за.
Интерактивноезадание:восстановлениепословицосмелости(герои
«Вымпел»–охранаэкологически
важных
объектов;борьба
с
террористами;
ведениепереговоровипроведениеразведки.
Качествабойцовспецназа,спортивныетренировки
зме), объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за
Родинугорой!»,«Нетотгеройктонаградуждет,атотгерой,чтозанародв
стает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища
выручай» (повыбору)
9.Деньнародногоединства
Чему посвящен праздник
«Деньнародногоединства»?
Проявление
любви
к
Родине:объединениелюдейвтевремена,когдаРодинану
ждаетсявзащите.Чувствогордостизаподвигигражданзе
млирусскойв1612году
Минин и Пожарский – герои,создавшие народное
ополчениедляборьбысиноземными захватчиками
Рассматриваниеплаката,посвященногоДнюнародногоединства.О
бсуждение: «Почему на плакате изображены эта два человека?
КакиесобытиясвязанысМининымиПожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и
Пожарский?Интерактивноезадание:рассмотритепортретыМининаи
Пожарского,опишитеихвнешнийвид,одежду,выражениелица.
Рассказучителяособытиях1612года.Беседа:Чтотакоеополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с
иллюстративнымматериалом
10.Россия–взглядвбудущее
Экономика
как управлениехозяйством
страны: производство, распределение,обмен,
потребление.
Что
сегодняделаетсядляуспешного
развития
экономикиРФ?Можноли
управлять экономикой
спомощью компьютера (что такое цифровая
экономика – интернет-экономика,электронная
экономика).
«Умный
дом»:
«умноеосвещение»,
«командыэлектроприборам(кофеварка,
чайник)»,напоминания-сигналы жителямквартиры.
11.Деньматери
Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны?
Откудапроизошлослово«экономика»?».
Интерактивноезадание:Составлениеплакатарисунка«Чтотакоеэкономическаядеятельность:производствораспределение-обмен-потребление».
Воображаемаяситуация:мыпопалив«умныйдом».Чтопроисходит
в
«умномдоме»?Какиекомандымыможемдатьголосовому
помощнику
Мать,мама–главныевжизничеловекаслова.Мать–
хозяйка в доме, хранительницасемейного очага,
воспитательницадетей.Матери-героини.
Какпоздравитьмамувеепраздник– Деньматери?
Слушаниепесни«Омаме»изкинофильма«Мама».Интерактивноеза
дание:расскажемомаме:
Мамазаботитсяоребенке:рассматриваниерепродукциикартиныС.
Ерошкина«Уколыбели»; Б.Кустодиева«Утро».
Мамапомогаетребенкупознатьмир:рассматриваниерепродукциик
артины А.Аверина«Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть
дочка.Онакапризничает.Кактыееуспокоишь?».Длямальчиков–
«Кактыдумаешь,что будетделатьмама».
Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного
материала:Матери-героини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы
этосделаем».Рассматриваниерисунков(плакатов)детейровесниковучащихся1-2класса
12.ЧтотакоеРодина?
Родина–
этострана,гдечеловекродилсяиживет,учится,
работает, растит детей.Родина – это отчий дом,
роднаяприрода,люди,населенныепункты – все, что
относится
кстране,государству.Человеквсегдапроявляетчувства
ксвоейРодине,патриотчестнотрудится,заботитсяоее
процветании,уважаетееисториюикультуру
Слушаниепесни«Тоберезка,торябинка».Обсуждение:какпонимае
тавторпесни,чтотакое«Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации
с
названием
территорииРоссии(тундра,тайга,Поволжье,Урал,Кавказ,Камчатка).
ВиртуальнаяэкскурсияпогородамРоссии:Москва,СанктПетербург,Волгоград.Достопримечательногородного края.
Выставка
рисунков детей «Наша
Родина, как я
ее
вижу». Дети рассказываютосвоих рисунках
13.Мывместе.
Памятьвремен:каждоепоколение
связано
с
предыдущими
и
последующимиобщейкультурой,историей,средойоби
Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий
рассказ отрадицияхвсемье,которыеосталисьотбабушек-дедушек.
Традиции,связанныеспроводомзимыивстречейвесныуразныхнар
тания.Связь(преемственность)
поколений
–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Семейно
едрево. Память о своих родных,которые
представляют
предшествующиепоколения.Сохранениетрадицийсем
ьей,народомСозданиетрадиций своегокласса.
14.Главныйзаконстраны
одов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй,
ухантыиманси–ДеньВороны.работасиллюстративным материалом.
Эвристическаябеседа:«Какиетрадициибудутунашегокласса?».
Выставкафотографийкласса: «Мывместе».
КонституцияРоссийскойФедерации–главныйзакон
государства, который закрепляетправагражданина
как отношение государстваиегограждан.Права—
этообязательствогосударствапосозданию
условий
благополучнойжизникаждого
человека.ПраваребенкавРФ
РассматриваниеобложкиистраницыКонституцииРФ.Рассказучит
еля:чтозаписановглавномзаконестраны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на
свободноепередвижение, выбор места проживания, право на
свободный труд, отдых,образование,медицинскуюпомощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом
ребенка РФ.Заполнимтаблицу: праваребенкаРФ
15.Героинашеговремени
Герой –
человек,совершающий
поступки,
необычные
по
своейсмелости,отваге.Совершаяподвиги,геройникогд
анедумаетоб
опасности
длясебя,егодействиянаправлены
на
спасение
других.Героямивнашейстранеявляютсянетольковзро
слые,нои дети. Проявление уважения к героям,
стремление
воспитыватьусебяволевыекачества:
смелость, решительность, стремление прийти на
помощь.Памятникигерояммирного времени
Просмотрвидеоматериала«Героимирноговремени»оврачахг.Благ
овещенска. Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом?
Очемдумали врачи, узнавопожаре?Каконивелисебя?
Интерактивноезадание:проанализировавпоступокподростка,сост
авить его портрет. Например, героические поступки Вани
Макарова,МаксимаКобычева,ЛидыПономарёвой,
МариныПлотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена
мужества,медаль«Заотвагу».
Рассматриваниеиописаниепамятниковгерояммирноговремени.На
пример,памятникпожарнымиспасателям(Новосибирск);памятникге
роям,погибшим,спасаядетей(Севастополь),памятникморякамподводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник
пожарным испасателямМЧС(Тверь)– на выбор.
Воображаемаяситуация:представим,чтомынаходимсяоколопамят
никагерояммирноговремени.Какиецветымывозложимк
памятнику,чтонапишемналенточке?
16.«Новыйгод–традициипраздникаразныхнародовРоссии»
Новыйгод–
любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения
новогоднегопраздникавРоссии.Участиедетейвподгот
овкеивстречеНовогогода.ПодаркиипожеланиянаНов
ыйгод.Историясозданияновогоднихигрушек.
Традиции
Новогоднего
праздникаразныхнародовРоссии:якутов(праздник"Ы
сыах");
бурятов
День
БелогоМесяца);осетинскийНовыйГодНогбон;татар(«
Навруз»)–по выбору.
Просмотриобсуждениевидео:«МоскваНовогодняя!».Беседа:каку
крашен к Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш
дом квстречеНового года.
Рассказыдетей:«Моялюбимаяновогодняяигрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек»
(Москва)Интерактивноезадание:составлениеколлективногорассказа
«История
НовогоднегопраздникавРоссии»(наосновеиллюстративногомате
риала)
Чтениедетьми(илирассказывание)короткихисторийотрадициивст
речиНового годанародовРоссии
17.От«А»до«Я».450лет«Азбуке»ИванаФедорова
Иван
Федоров
выдающийсяпервопечатниквРоссии,нетолькосостави
тельииздательпервыхкниг,ноипедагог,создательмето
дикиобученияграмоте. Особенности
построения«Азбуки»
Рассматриваниестраниц«Азбуки»И.Федорова.
Сравнениеиллюстраций,буквссовременным«Букварем».Беседа:«
Каквы думаете, был ли интересен детям того времени такой
учебник? Мог лисоздать такую книгу человек, который не понимал
детей, не знал, как ихучитьграмоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в
Москве, упамятника И. Федорову. Захотелось ли вам положить к
памятнику цветы?Какие?
18.Налоговаяграмотность
Налог–
денежныеотношениямеждуорганизациейилюбымраб
Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры
использованияналогов.
отающим человеком,
необходимая
обязательнаяплатагосударствуслюбыхдоходов.
Для
чего
взимаются
налоги?Откудагосударствоберетденьгидлясодержани
яучреждений,армии,объектовкультуры,
строительства жилья,детскихсадовишкол,больниц,
стадионовидр.?
19.Непокоренные(блокадаЛенинграда)
Что
такое
блокада?
900
днейжизниподобстрелом,безпродовольствия и
электричества.Какжилииочёммечталидетиблокадног
огорода:ленинградскийломтикхлеба;печьбуржуйка;б
локаднаяшкола,какпраздновалиНовый год...
Дорогажизни.
Посильная
помощь
детей
взрослым:уходзаранеными,дежурствонакрыше.
Беседа:«Накакиеденьгистроятсябольницы,детскиесады,школы;б
лагоустраиваются города,ремонтируютсядороги?»
Дискуссия:«Можетличеловекотказатьсяплатитьналоги?Почемуг
оворят,чтоуплатаналогов-обязанностьгражданина?»
Просмотрвидеофильма«СалютвЛенинградевчестьпрорываблока
ды».Беседа: почемуленинградцыплачутвовремясалюта?
Послушаемзвукметронома.Очемонподавалсигналы?
Интерактивноезадание:рассматриваниефоторисунковдетейблока
дного Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о
чемрассказывают рисунки детей? Можно ли сказать, чтоавторы
рисунковвспоминаютисториюсвоейжизни?
Работасфотографиями:особенностиучебногокласса,чемонотлича
етсяот классамирноговремени?
Воображаемая ситуация:представим,что мы подошли к
памятнику,посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим
около
него
тихо,поклонимсягероямгорода,несдавшихсяврагу,положимцветы
20.СоюзникиРоссии
Когоназываютсоюзником?Договороколлективной
безопасности–
объединениегосударств,которыесовместноборютсяст
ерроризмом.
Экономическое сотрудничество государств с
Россией:Китай,Белоруссия.
Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной
люди
сосложенныминагрудируками,надругой–
пожимающиедругдругуруки)».Какуюиз
них
можноназвать«союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
союзниками) вборьбесмеждународнымтерроризмом.
КультурноесотрудничествогосударствсРоссией:сп
ортивные соревнования, художественныевыставки,
фестивалииконкурсы,выступлениятеатров
21.Менделеев.190летсоднярождения
Наукаиученые:научныеоткрытияпозволилиизмени
тьжизньчеловекаиразвиватьобщество.
Лаборатория ученого. Что внейпроисходит?
Д.И. Менделеев
выдающийсяученыйхимикифизик(изучалсвойствавеществ),
создатель
воздушногошара.
Менделеев–педагог,профессор химии в
университете,авторучебниковпохимии.Любимыезаня
тияученоговсвободноевремя:
«чемоданныхделмастер»,шахматист.
Интерактивноезадание:наосновеиллюстрацийописатьтовары,кот
орыеполучаетРоссияизстран(Китай,Белоруссия,Турция,Сирия)
Просмотриоценкавидео:выступленияБольшоготеатразарубежом
Просмотрвидео:открытиячеловека,которыепозволилиразвиватьо
бщество(паровоз,радио,электричество,космическаяракета)
Интерактивноезадание:Намнужносравнитьсвойствакакихтовеществ, например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно
сделать?Зачемученый проводитопыты,эксперименты?
Рассказучителя:Д.И.Менделеевпроводитопытысразличнымивещ
ествами,изучаяихсвойстваивыделяяпохожиесвойствавеществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на
воздушномшаре. Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос:
«С
какой
цельюсоздалМенделееввоздушныйшар?Ответы:онхотелпоказатьсво
имдетямЗемлюиз
космоса;емунравилосьлетать;онхотелизучатьатмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание
чемоданов,шахматы, рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел
мастер»?Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно
ли
по
свободнымзанятиямученогосказать,чтоонбылразносторонним,твор
ческимиоченьинтереснымчеловеком?
22. Деньпервооткрывателя
Первооткрывателипервымиоткрывает
новые
земли, страны,изучаютиописываетихособенности.
Российскиемореплаватели:открывшиеАнтарктиду
Просмотрвидео«Антарктида–шестойконтинент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия
Антарктиды.РассматриваниепортретовФ.БеллинсгаузенаиМ.Лазаре
(Ф.БеллинсгаузенаиМ.Лазарев).Первыеоткрывателик
осмоса:Ю.Гагарин,В.Терешкова,А.Леонов.
Проявлениеинтересаиуважения к
личности
первооткрывателя,егочертам
характера:
целеустремленности,смелости,упорству
ва,атакжепарусныхкораблей.
Работасиллюстрациями:рассматриваниеиописаниестанций,
работающих
вАнтарктиде:«Мирный»,«Лазаревская»,«Прогресс».Беседа:скакойц
елью создаютсястанциивАнтарктиде?
Интерактивноезадание:чтотызнаешьопервыхкосмонавтах.Расска
зыдетейнаосновеиллюстраций икартинокосмосе А.Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей
класснойкниги«Первопроходцы».
23.ДеньзащитникаОтечества
Благодарностьармиизамирнуюжизнь,запроявлени
епатриотических
чувств,
защитуРодины,охрануеерубежей.Преемственностьпо
колений.
Армиявгодывойныимирное время: всегда есть
местоподвигу.ПамятниксоветскомувоинувБерлине.К
ачество
российскоговоина:смелость,героизм,самопожертвова
ние
Просмотрвидео:парадПобеды1945г.Беседа:скемсражаласьсоветс
каяармия?ЧтопринеслапобедавВОВнашейстранеимиру?Какие
чувства
испытываютлюдиразныхпоколений,освободившисьотфашизма?Инт
ерактивноезадание:краткиесуждениядетейпоиллюстрациям:
«ВспомнимгероевСоветскогоСоюза».(Например,
дваждыГероиСоветскогоСоюза:летчики–В.
Алексеенко,Н.Степанян,А.Ефимов;танкисты – С. Хохряков, В.
Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (повыбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в
Берлине (оН.Масалове).
24.Какнайтисвоеместовобществе?
Твоеместовсемейномколлективе.Твое
равноправноеучастиевтрудовой,досуговойжизнисемь
и.Проявлениеактивности,инициативностивделах
семейных.
Классныйколлектив–
этотвоедетскоеобщество.Твоиинтересы,
Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли
детямработатьвместе сродителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправныйчленсемейногоколлектива:а)Онавсегдаоткликаетсяна
просьбубабушкипомочьей;
б)Олявсегдапредлагаетбабушкесвоюпомощь.
обязанности, друзья вэтомобществе.
Интерактивноезадание:оцениситуации.Ответьнавопрос:«Ктоизэт
ихдетейнашелсвоеместо вколлективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную
газетуответил:«Янемогу,некогдамне.ПустьМиларисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступлениянужныодинаковыеплаточкигалстучки.Гдеихвзять?Оляпредлагает:
«Менямаманаучилавязать.Ясвяжуплаточкигалстучки,будеткрасиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки.
Какиекачествахарактеризуютколлектив:соотнесисловокачествоссоответствующейпословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В
коллективечужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В
согласном
стаде
волк
нестрашен»(согласие,единство);«Безкомандиранетколлектива»(уме
ние подчиняться)
25.Всемирныйфестивальмолодежи
Фестивальмолодежиистудентовпроходитподлозун
гом«Замир,дружбу,солидарность
и
справедливость!».Фестиваль–
этовозможностьмолодыхлюдейобщаться:поделиться
своимипланаминабудущее,рассказатьосвоейстране,о
работе или учебе. На Фестивалепроводятся
различные
мероприятия,
собрания,
диспуты,
дружеские
соревнования,
концерты.
Россияпринимаетгостейсовсегомира
дружелюбноигостеприимно
Просмотрвидео:открытиеМеждународногофестивалямолодежии
студентовв2017г.Беседа:длячегопроводятсяФестивалимолодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас –
участникФестиваля.Выизучилипрограммуихотитевыбратьмероприя
тие,накотороевамхочетсяпойти.Поделитесьсвоимипланамисоднокл
ассниками.
ПрограммаФестиваля:1)Образовательнаяпрограмма–
«Россиявсоветскоевремя»,«ДеньАфрики»,«ДеньАзиииОкеании»,«Д
еньЕвропы»,«Неграмотностьвмиреиборьбасней».2)Культурнаяпрог
рамма
–
«Джазовыйфестиваль»,«Музыкабудущего»,«Танцевальнаяакадемия
»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус»
(работа
силлюстративнымматериалом):чтоувидятздесьгостиФестиваля
26.Первымделомсамолеты….Огражданскойавиации
Гражданской авиации России100 лет. Значение
авиации дляжизниобществаикаждогочеловека.
Мечтачеловекалетатьвоплотиласьвсказках,легенда
х.ПервыйсамолетгражданскойавиациивРоссии.Типы
современныхсамолетов.
Просмотрвидео:взлетсамолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в
воздухподнимаетсясамолет?леталиливынасамолете?Вашиощущени
я(страшно, удивительно,радостно,удивительно).
Работасиллюстрациями:начемлетаютгероирусскихсказок(народн
ыхи авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, КонекГорбунок.РассматриваниекартиныА.Дейнеко«Никитка–
первыйрусскийлетун».Чтениеучителемотрывкаизлегенды:«СмердН
икитка,боярскогосынаЛупатовахолоп»,якобысмастерилсебеиздерев
аикожикрыльяи дажесуспехомлеталнаних».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века
дорогаиз Москвы в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5
дней.Сегодня отМосквыдосеверной столицы–1,5 часаполета.
Рассказучителя:первыйсамолетгражданскойавиациивРоссии–
АНТ-9.
Просмотрвидео:новыесамолетысегодня.
27.Крым –дорогадомой
Вспомним,
что
такое
Крым?УникальныеприродныеместаКрыма.ГородаКр
ыма,егостолица.
КакживетсегодняКрым.
Видео:«ПутешествиепоКрыму».Работасиллюстрациями:уникаль
ныеместаприродыКрыма,столица–
Симферополь.Детскийпарк.ПаркСалгирка,
танк-памятник
освободителям города от фашистов, Крымскийтеатркукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма.
Что бывыпосоветовалипосмотретьвКрымуеегостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники
послеуроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки
и
шахматы,танцы,занятиелепкойилирисованием,театральнойдеятельн
остью.
28.Россия–здороваядержава
Человек
должен
быть
здоров,жизнерадостен,закален.Этопомогает
ему
многое
успевать,успешнозаниматьсятрудом,учебой,домашн
имиделами.Здоровыелюдиактивноучаствуютвжизни
общества.
Чтотакоездоровыйобразжизни,
как
человек
должен егоорганизовывать.
Россия– спортивнаястрана
Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы
понимаетеслова гимна:«Дети– будущеестраны!»
Эвристическаябеседа?«Почемучеловекдолженбытьздоров,жизне
радостени активен?»
Интерактивноезадание:сравнитерисункидвухдетей,оцените,како
ниодеты, чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению,
чаще
болеет?Работастекстамистихотворенийоздоровьеизанятиямифизкул
ьтурой.
Например,«Зарядка»(А.Барто),«Купитьможномного»(А.Гришин)
, «Солнцевоздухивода»(А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые
расскажутнам,чточеловекдолженделать,чтобы
сохранитьиукрепитьздоровье.
Интерактивноезадание:рассмотретьфоторазныхвидовспорта,назв
атькаждыйвид.Рассказать,какимспортомтызанимаешьсяилихочешьз
аниматься?
29.Цирк!Цирк!Цирк!
Почемуидети,ивзрослыелюбятцирк?
Цирковые
профессии.
Вспомнимвеликиесемьицирковыхартистов:семья
Просмотрвидео–
цирковоепредставлениеи«Песенкиоцирке».Беседа:
«Любителивыцирк?»
Запашных;
семья
Кантемировых.Знаменитый
«УголокДурова»иегооснователь.
Великий клоун Ю. Никулин.Первая женщинаукротительница тигров Ю. Бугримова
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини
фото сназванием цирковых профессий). (Например, воздушный
гимнаст, клоун,укротитель,наездник,жонглёр,акробат)–по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми
семьями ицирковымиартистами.Описаниеихцирковойдеятельности.
Создадимплакат-аппликацию«Цирк!Цирк!Цирк!»
30.«ВижуЗемлю»
Книга
Ю.А.
Гагарина
«ВижуЗемлю».Первыевпечатлениякосмонавтаонабл
юденияхголубойпланеты«Земля».
СтраницырассказаЮ.А.Гагарина«ВижуЗемлю»:де
тство,участиевсемейномтруде,тяготывойны,перваяпр
офессия,желаниеистремлениестатьлетчиком.Первый
полет.
КаксовременныйшкольникможетизучатьпланетуЗ
емля?
31.215летсоднярожденияГоголя
Видео:пусккорабля-спутника«Восток1».Обсудим:какоеслово,сказанноеЮриемАлексеевичемвовремявзле
та,сейчасзнаетвесьмир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги
Ю.А.Гагарина«ВижуЗемлю»(детство,перваяпрофессия,желаниестат
ьлетчиком). Оцениваем качества характера Юрия, которые помогли
емустатьнастоящимлетчиком,апотомикосмонавтом(ответственност
ь,настойчивость,трудолюбие,мечтательность).
Виртуальнаяэкскурсиявпланетарий
Н.В.Гоголь–
великийрусскийписатель.Егопроизведения
сатирически
освещают
жизнь
общества
XIXвека.Удивительныефактыписателя:
сочинение
стихов
в
5лет;загадочностьповедения,стеснительность;суевер
ность.УвлеченияГоголя:любовькрукоделию; умение
и интерес кприготовлениюукраинскихблюд.
Знакомство и дружба ГоголяиПушкина
Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.Бесед:
«Сравнитеизображение Гоголя на памятниках. Почему один
называют «грустным», авторой«веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом
повестиГоголя «Ночь перед Рождеством»: определите, к какому
тексту относитсяиллюстрация.
РассматриваниерепродукциикартиныМ.Клодта«ПушкинуГоголя
».
Беседа:«Чемзанимаютсягероикартины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите понимувлеченияписателя
32. Экологичноепотребление
Экологичноепотребление–
какиспользоватьприроду,чтобы приносить ей как
можноменьшевреда.Чтозначит–
жизньбезотходов:отказотненужного,продлениежизни
вещей,
повторное
использование,
экономия
природногоматериала(воды,света)
Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится
седьмымконтинентомЗемли».Беседа:вредитлиприроде«седьмойкон
тинент»(мусорноепятно вТихомокеане).
Воображаемаяситуация.
1) Представим, что мальчик
порвал брюки. Предложите
способы возможногоиспользованияэтойвещи.
2)
Бабушканаварилаогромнуюкастрюлюкаши.Никтоуженехочетееесть
.Предложитеспособы,чтобыкашуневыбрасывать.
Работасиллюстративнымматериалом:берегутлиприродужителиэт
ойквартиры?
Обсудим:какиетабличкинапоминанияможносделатьвдоме,чтобыэкономноотноситьсякводе
и электричеству.
33.Трудкрут!
Труд–
основажизничеловекаиразвитияобщества.Любойтруд
имеетцель,результат. Качества труженика,которые
определяют
успешностьеготрудовойдеятельности:наличиезнаний
-умений,
терпение,
старательность,
ответственность,аккуратностьидр.
Просмотрвидео«Ежик–
неумейка».Какоекачествоежикапомоглоемувыбратьсяизкастрюли?
Просмотрвидео«Трудгончара».Беседа:«Легколисделатьвазу?»:б
ыстролилепитсяпредметизглины;почемугончардолженбытьвнимате
льным?Аккуратным?Получитсяликрасивыйпредмет,еслиспешить,н
еобращатьвниманиенанеровности,нарушениепропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова.
Незнайка былтаким любознательным! Онпытался играть на трубе,
рисовать,
писатьстихи,дажеуправлятьмашиной.Почемжеунегоничегонеполуч
алось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового
действия
сважнымусловиемегоуспешноговыполнения.Например,приготовит
ьпирог (знать рецепт его приготовления); убрать квартиру (уметь
включатьпылесос);
помочьприпорезепальца(уметьобрабатыватьрану)
Обсудимвместе:определимзначениепословиципоговорокотруде:
«Нужнонаклониться,чтобыизручьянапиться»;«Былабыохота,зала
дитсявсякая
работа»,«Поспешишь–
людейнасмешишь».Обратимвниманиена слова, которые очень
важны для работы (знания, умения, усердие, старание,
терпение,желание).
34.Урокпамяти
Чтотакоепамятьчеловека?Памятьначинаетсяссемь
и,детства,школы
Что
такое
память
поколений?Страницыпрошлого,которыенельзя
забывать.
Преемственностьвтрудовойдеятельности:декорати
вно-прикладноеискусствонародовРоссии.Трудовые
династии.
Качества
россиянина,которыепереходятизпоколениявпок
оление.
Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей
школьнойжизни?
Эвристическаябеседа: что
может
рассказать
семейный
альбом?
Рассказыдетейосвоемсемейномдреве.
Просмотрвидео:вспомнимгероическиестраницыисторииРоссии.
Назовемисторическоесобытиеиеговлияниенажизньобществаикаждо
гоегочлена
Беседа:
какое
чувство
объединяло
гражданРоссии,когдаРодинегрозилаопасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера
игрушки»описываютигрушку:какназывается,длячегопредназначена
,изчегосделана,гдепроизводится(например,Хохломская,Городецкая,
Дымковская,Филимоновская,матрешкаизСергиеваПосада
–
повыбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и
другимрадостьприносит»
РаботасиллюстрациямиТрудовыединастиинеобычныхпрофессий
. Например,Дуровы,Запашные.
35.Будьготов!Коднюобщественныхорганизаций
19мая–
Деньдетскихобщественныхорганизаций.Чтотакое
общественная
организация?Чемзанимаютсяобщественнаяорганизац
ия(общественное
движение)
«Школа безопасности»,«Зеленая планета»?
Какмывидимнашеучастиевобщественномдвижени
идетейимолодежи?
Просмотрвидео:поздравлениевсехшкольниковсДнемдетскихобщ
ественныхорганизаций.
Работасиллюстративнымматериалом:чемзанимаютсяобщественн
ыеорганизации«Школабезопасности»,«Зеленаяпланета».
Интерактивноезаданиенаосновевоображаемойситуации:еслибым
ыбыличленомоднойизэтихорганизаций,чеммымнехотелосьзанимать
ся?
Коллективныйдиалог:составимпоздравлениесДнемобщественны
хорганизаций
36.Русскийязыквеликийимогучий.К225-летиюсоднярожденияА.С.Пушкина
А.С.Пушкин–
великийрусскийпоэт.ДетствоСашиПушкина
–
влияние бабушки иняни.
Темы сказок поэта, схожие снароднымисказками.
НародностьязыкавпоэзииА.С.Пушкина,использов
аниеразговорнойречи
Просмотрвидео–
А.С.Пушкин«Няне».Беседа:«Какиестрокистихотворенияговорятоб
отношениипоэтаксвоейняне?
РассматриваниерепродукциикартиныА.Непомнящего«ДетствоП
ушкина».Разыгрываниесценки:
Саша:-Еще,нянюшка,еще!
Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать пора… Ну
даладно, слушай еще. У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотыецепи…
Интерактивноезадание:соотнестииллюстрациюксказкеА.С.Пушк
инасострочкамиизтекстасказки.
ЧтениепоролямотрывковизсказокА.С.Пушкина:диалогвсказке