МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНСАЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГАДЖИМУРАДА АСХАБОВИЧА НУРАХМАЕВА» БОТЛИХСКОГО РАЙОНА, С.АНСАЛТА, РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН. «Рассмотрено и согласовано» на педсовете от 31. 08 2023 года «Утверждено» директор школы: Лабазанов Л.Р.____________ от «31» 08 2023года Приказ №50/1 РАБОЧАЯПРОГРАММА КУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (для 5–7 классов образовательных организаций) 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальностьиназначениепрограммы Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего образования, федеральных образовательных программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности. Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью. Программанаправленана: формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся; формированиеинтересакпознанию; формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободами уважительного отношения к правам и свободам других; выстраивание собственного поведения спозициинравственныхи правовых норм; созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности; развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности; развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор; осознаниесвоего меставобществе; познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей; формированиеготовностикличностномусамоопределению. Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы. 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ 2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн остиРоссийскойФедерации». 3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021 №287«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021№64101). 4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандартосновногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюс томРоссии17.08.2022№69675). 5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов ажном»» от15.08.2022№03–1190. 6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023 №370«Обутверждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегоо бразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74223). Вариантыреализации программы и формы проведения занятий Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10– 11классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро ком. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам. Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам. Взаимосвязьспрограммойвоспитания Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных образовательных программ начального общего, основного общего исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное, ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется: ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево спитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность. Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа: 1) соответствиедатамкалендаря; 2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар евтекущемгоду. Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы: 1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте чества», «НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д. 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки», «215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро жденияА.С.Пушкина». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр. Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом. 1. Историческаяпамять – историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина; – историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений; – историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ единенияиндивидульныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственныекачеств а:благодарность,уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков. Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г. 2. Преемственностьпоколений – каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт, продолжает егодостижения,традиции; – семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также вгуманномотношениикстаршимпоколениям. Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро блема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже н воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству. 3. Патриотизм—любовькРодине – патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина; – любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродномудому, малойродине; – патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии. Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях «Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает ся многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни. 4. Доброта,добрыедела доброта— этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без ожидания благодарности; благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания. Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства. 5. Семьяисемейныеценности – семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями— взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.; – каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу; – обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям; – семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр. 6. КультураРоссии – культура общества — это достижения человеческого общества, созданныенапротяженииегоистории; – российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире; – культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен ийлюдей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии», «Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)». 7. НауканаслужбеРодины – наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека; – в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящиесвоюдеятельность; – в России совершено много научных открытий, без которых невозможнопредставитьсовременный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател ьно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослу житпостепенномуосознанномуихпринятию. Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим .Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи. Особенностиреализациипрограммы Личностноеразвитиеребёнка– главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатовобучающихсяпедагогможетдостичь,увл екаяшкольниковсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо брожелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать. Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном». Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном» Деньзнаний.ЗнакомствоспроектамиРоссийскогообщества«Знание».Возможн ости,которыепредоставляютпроектыобщества«Знание»дляобучающихсяразличны хвозрастов. Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чемгордимся,очем помним, чтобережем? ЗояКосмодемьянская– еёподвигбессмертен,еёимясталосимволоммужестваистойкости,ажизньслужитпри меромбеззаветнойпреданностиОтечеству,истиной любвиксвоейРодине. Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией РоссийскойФедерациикаждомугражданинунашейстраны.Жизнь,свобода,праваибл агополучиегражданявляетсяоднойизглавныхценностей,апроявлениегражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,страны– достойноуважения. Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мирвозможностей,которыесоздалогосударстводлякаждогоребенкавстране,наставн ики«старшийтоварищ»,помогающийкакобъединитьшкольныйколлектив дружную команду, так и выстроить личную в траекторию развитиякаждомуребенку. Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хорошихотношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашемобществе.Вусловияхинформационныхперегрузок,разнообразиябыстрореша емыхзадач,экономическойнестабильности,стрессысталинеотъемлемойсоставляющ ейжизничеловека.Ониприводяткдепрессивномусостоянию,которое, очередь, может привести к в проблемам свою физического здоровья,конфликтамсблизкими,неуверенности,озлобленности.Знанияотом,какнал адитьотношениявколлективе,сохранитьсвоепсихическоездоровье,как смотретьнамирпозитивно,какнестатьжертвой«травли»,исамомунеопуститьсядо«тр авли»других,необходимывсем. Давние культурные традиции России получают отражение в произведенияхкинематографическогоискусства,котороеимеетсвой«золотойфонд», признанныйвовсеммире.Отечественноекинопередаетнашитрадиционныеценности, великоекультурно-историческоенаследие,отображаетто,чтообъединяет нацию.Развитие отечественного кино нас отражает как не толькоосновныевехиразвитиястраны,ноимоделируетобразеебудущего.Кино,наряд услитературойитеатром,позволяетчеловекуувидетьсебя,какв«зеркале»,соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать,приобретатьновыезнания,знакомитьсясмиромпрофессий,створчес твомталантливыхлюдей,систориейикультурой страны. Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особуюзначимость,ониолицетворяютслужениеОтечеству,мужествоисилудуха,бес примерноесамопожертвование,готовностьмгновенноприйтинапомощьРодине.Вое ннослужащиеспецназаобладаютособымипрофессиональными,физическимиимора льнымкачествами,являютсядостойнымпримеромнастоящего мужчины. Единствонации– основасуществованияроссийскогогосударства.Единствомногонациональногонаро да,уважениетрадиций,религий,укладажизнивсехнародовявляетсяглавнымв жизнистраны.Покамыедины–мынепобедимы. Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,как границы государства, это основа и залог существования современной страны.Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно длябудущего,профессиивэтойсфереоченьперспективныивостребованы.Технологи ческийсуверенитетрешаетзадачиобеспечениябезопасности,получения продовольственной независимости, энергии, транспортной связности.Логикаразвитияэкономикипредполагаетзащитуиформированиевысокот ехнологичныхотраслейсвысокойдолейинтеллектуальныхвложений.Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением ктехнологическому суверенитету. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которыесоздают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.Основасемьи– этолюбовь.Важно,чтобыдетистремилисьсоздаватьполноценныемногодетныесемьи . Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,дом,друзья,роднойгород,регион,всянашастранаинарод.Чувстволюбвиксвоей Родинечеловекнесетвсебевсюжизнь,этоегоопораиподдержка.Родина– этонепростотерритория,это,преждевсегото,чтомылюбимиготовызащищать. ВолонтерствовРоссии.Особенностиволонтерскойдеятельности.Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмезднопомогалидругдругу,оказываливсестороннююподдержку.ДашаСеваст опольская, сёстрымилосердия–историяисовременность. Россия—странасгероическимпрошлым.Современныегерои—ктоони? Россияначинаетсясменя? ЗначениеКонституциидлягражданстраны.Знаниеправивыполнениеобязаннос тей.Ответственность—этоосознанноеповедение. Новыйгод— праздникдлявсехроссиян.Укаждогонародаестьинтересныеновогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогоднихпраздниковвнашей стране. ПерваяпечатнаякнигавРоссии– «Азбука»ИванаФёдорова.Способыпередачиинформациидопоявленияписьменност и.Разницамеждуазбукойибукварем.«Азбука»,напечатаннаяИваномФедоровым:«Ра дискорогомладенческогонаучения».Любовькчтению,бережноеотношениеккнигена чались450 летназад. Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, втомчисленалоговой.Длячегособираютналоги?Чтоониобеспечиваютдляграждан?В ыплатаналогов–обязанностькаждогогражданинаРоссийскойФедерации. Голод,морозы,бомбардировки—тяготыблокадногоЛенинграда.Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город- геройЛенинградбылполностьюосвобожденотфашистскойблокады. Ктотакойсоюзник?Какиеобязанностионнасебяпринимает,какимиобладаетпр авами?Чтодаетзаключениесоюзногодоговорадлягосударств?Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзныхгосударствиподдерживают их. Достижениянаукивповседневнойжизни.Научныеитехническиедостижениявн ашейстране.190-летиевеликогорусскогоучёногохимика,специалиставомногихобластяхнаукииискусстваД.И.Менделеева. Деньпервооткрывателя.Россияявляетсянетолькосамойбольшойстранойвмир е,которуюзаеепродолжительнуюисториюшагзашагомисследовали,изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей странысегодняможет открытьдля себялюбойшкольник. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождениявеликогорусскогофлотоводца, командующегоЧерноморскимфлотом (1790—1798);командующегорусско-турецкойэскадройвСредиземномморе(1798— 1800),адмирала(1799) Ф.Ф.Ушакова. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место вжизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семьюи самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно,чтобынайтисвоепризваниеистатьнастоящимпрофессионалом.Поддержкапр офессиональногосамоопределенияшкольниковвРоссии.Этивопросыволнуютподро стков.Проблемы, скоторымионисталкиваются,испособыихрешения. Всемирный фестиваль площадкафестиваля. молодежи – 2024. Сириус – федеральная Исторические факты появлениявсемирногофестивалямолодежи истудентов.Фестивали,которыепроходиливнашей стране. Российскаяавиация.Легендарнаяисторияразвитияроссийскойгражданскойав иации.Героизмконструкторов,инженеровилетчиковиспытателейпервыхроссийскихсамолетов.Мировыерекордыроссийскихлетчиков.С овременноеавиастроение.Профессии, связанныесавиацией. Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечательн ости Крыма. Россия– здороваядержава.Этозначит,чтожителистраныдолжныстремитьсяподдерживатьзд оровыйобразжизни.Физическоеипсихическоездоровьенаселенияиграютважнуюро львукрепленииэкономическогопотенциалаи социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.Цирккакфантазийноеисказочноеискусство.ЦирквРоссии,Историяцирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи,дрессировщики,акробаты,клоуны,фокусники.Цирковыепрофес сии. Главныесобытиявисториипокорениякосмоса.Отечественныекосмонавтырекордсмены.Подготовкакполету—многолетний процесс. Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, авторзнаменитых«Мертвыхдуш»,«Ревизора»,«Вечеровнахутореб лизДиканьки».Сюжеты,герои,ситуацииизпроизведенийНиколаяГоголяактуальнып осейдень.Экологичноепотребление—способпозаботитьсяосохранностипланеты. Экологическиепроблемыкакследствиябезответственногоповедениячеловека.Соблю датьэко-правила—нетаксложно. ИсторияПраздникатруда.Труд–этоправоилиобязанностьчеловека? Работамечты.Жизненноважныенавыки. ИсторияпоявленияпраздникаДеньПобеды.ПоисковоедвижениеРоссии. МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды. 19мая1922года—деньрожденияпионерскойорганизации.Цельеесоздания идеятельность.Причины,покоторымдети объединяются. НеизвестныйПушкин.ТворчествоПушкинаобъединяетпоколения.ВкладА.С.П ушкинавформированиесовременноголитературногорусскогоязыка. Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженияшкольника миследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульта тов. Личностныерезультаты: Всферегражданскоговоспитания:уважениеправ,свободизаконныхинтересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличн остныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление квзаимопониманиюивзаимопомощи;готовностькучастиювгуманитарнойдеятельно сти(волонтерство,помощь людям,нуждающимся вней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,п роявлениеинтереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,своегокрая,народовРоссии;ценностноеотношениекдостижениямсвоейР одины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовымдостижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,историческомуиприродномунаследиюипамятникам,традициямразных народов,проживающихвроднойстране. Всфередуховнонравственноговоспитания:ориентациянаморальныеценности ситуациях нравственного выбора; и нормы готовность в оценивать своеповедениеипоступки,поведениеипоступкидругихлюдейспозициинравственны хиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;свободаиответственнос тьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства. Всфереэстетическоговоспитания:восприимчивостькразнымвидамискусств а,традициямитворчествусвоегоидругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздей ствияискусства;осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуни кацииисамовыражения;пониманиеценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародноготворчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;способностьадаптироватьсякстрессовымситуациямименяющимсясоциальны м, информационным и природным условиям, в том числе осмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;умениеприниматьсебяид ругих, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решениипрактических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;уважение ктрудуирезультатамтрудовойдеятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний изсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязадачвобластиокружающейсреды,пл анирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающейсреды;повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальн огохарактераэкологическихпроблемипутейихрешения;активноенеприятиедействи й,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроликакгражданина потребителя в условиях взаимосвязи природной, и технологической исоциальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойн аправленности. Всфереценностинаучногопознания:ориентациявдеятельностинасовременну юсистемунаучныхпредставленийобосновныхзакономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной исоциальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средствомпознания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениес овершенствоватьпутидостиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной иприроднойсреды:освоениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальны х ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметныерезультаты: Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымипознавательнымидействиями:ис пользовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданныхизисточниковсучетомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритерие в;выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразл ичныхвидовиформпредставления;находитьсходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальнуюформупредставленияинформации;оцениватьнадежностьинформации покритериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно;эффективно систематизировать информацию. Всфереовладенияуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями: восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямии условиямиобщения;выражатьсвоюточкузрениявустныхиписьменныхтекстах;пони матьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректн ойформеформулироватьсвоивозражения;входедиалогаи(или)дискуссиизадаватьво просыпосуществуобсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезада чии поддержаниеблагожелательностиобщения;сопоставлятьсвоисужденияссуждениям идругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличиеисходствопозиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработыприрешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходи мостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еедостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместнойработы;уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьго товностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений ивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленам и команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обменмнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординироватьсвоиде йствияс другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продуктпо критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакома ндывдостижениерезультатов,разделять сферуответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуаль ное,принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и братьответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации ирефлексии;объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельнос ти,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;ставитьсебянаместодругогоче ловека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выраженияэмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своеправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;открытостьсебеидругим;осознаватьневозможностьконтролироватьвсевок руг. Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности «Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобл астей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:Русски йязык:совершенствованиеразличныхвидовустнойиписьменнойречевойдеятельнос ти;формированиеуменийречевоговзаимодействия:созданиеустныхмонологически хвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,личныхвпечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно- популярнойлитературы;участиевдиалогеразныхвидов:побуждениекдействию,обме нмнениями,запросинформации,сообщениеинформации;овладениеразличнымивид ами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);формулированиевопросовпосодержаниютекстаиответовнани х;подробная,сжатаяивыборочнаяпередачавустнойиписьменнойформесодержаният екста;выделениеглавнойивторостепеннойинформации,явнойискрытойинформаци ивтексте;извлечениеинформацииизразличныхисточников,ееосмыслениеи оперированиеею. Литература:пониманиедуховнонравственнойикультурнойценностилитературыиеероливформированиигражданств енностиипатриотизма,укрепленииединствамногонациональногонародаРоссийской Федерации;понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличийхудожественноготекстаоттекстанаучного,делового,публицистического;ов ладениеумениямивоспринимать,анализировать,интерпретироватьиоцениватьпроч итанное,пониматьхудожественнуюкартинумира,отраженнуювлитературныхпроиз ведениях,сучетомнеоднозначностизаложенныхвниххудожественныхсмыслов;овла дениеумениемпересказыватьпрочитанноепроизведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы ктексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, вдискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позициейавтораимнениямиучастниковдискуссии;даватьаргументированнуюоценк упрочитанному. Иностранныйязык:умениесравнивать,находитьсходстваиотличиявкультуре итрадицияхнародовРоссии идругихстран. Информатика:освоениеисоблюдениетребованийбезопаснойэксплуатациите хническихсредствинформационнокоммуникационныхтехнологий;умениесоблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права приработесприложенияминалюбыхустройствахивсетиИнтернет,выбиратьбезопасн ыестратегииповедениявсети. История:соотноситьсобытияисторииразныхстранинародовсисторическими периодами, событиями региональной и мировой истории, событияистории родного края и истории России; определять современников историческихсобытий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры,быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать обисторическихсобытиях,явлениях,процессахисторииродногокрая,историиРоссии имировойисториииихучастниках,демонстрируяпониманиеисторическихявлений,п роцессовизнаниенеобходимыхфактов,дат,историческихпонятий;умениевыявлятьс ущественныечертыихарактерныепризнакиисторическихсобытий,явлений,процесс ов;умениеустанавливатьпричинно- следственные,пространственные,временныесвязиисторическихсобытий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) сважнейшимисобытиямиXXначалаXXIвв.;умениеопределятьиаргументироватьсобственнуюилипредложенную точкузрениясопоройнафактическийматериал,втомчислеиспользуяисточникиразны хтипов;приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной ирелигиозной принадлежности на основе национальных ценностей современногороссийскогообщества:гуманистическихидемократическихценностей ,идеймираивзаимопониманиямеждународами,людьмиразныхкультур;уважениякис торическомунаследиюнародовРоссии. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальныхсвойствахчеловека,особенностяхеговзаимодействиясдругимилюдьми, важностисемьикакбазовогосоциальногоинститута;охарактерныхчертахобщества;о содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихобщественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной,духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционногостроя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовомстатусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); осистемеобразованиявРоссийскойФедерации;обосновахгосударственнойбюджетн ойиденежно-кредитной,социальнойполитики,политикивсферекультуры образования, противодействии коррупции в и Российской Федерации,обеспечениибезопасностиличности,обществаигосударства,втомчислео ттерроризмаиэкстремизма;умениехарактеризоватьтрадиционныероссийскиедухов но-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав исвобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы моралиинравственности,гуманизм,милосердие,справедливость,взаимопомощь,кол лективизм, историческое единство народов России, преемственность историинашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания длясравнения)деятельностьлюдей,социальныеобъекты,явления,процессывразличн ыхсферахобщественнойжизни,ихэлементыиосновныефункции;умениеустанавлива ть и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессовв различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,включаявзаимодействияобществаиприроды,человекаиобщества,сферобщ ественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясенийисоциальноэкономическихкризисоввгосударстве;умениеиспользоватьполученныезнаниядляо бъяснения(устногоиписьменного)сущности,взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опоройна обществоведческие знания, факты общественной аргументировать жизни с и точки личный зрения социальныйопыт социальных определять ценностей и и нормсвоеотношениекявлениям,процессамсоциальнойдействительности;умениеана лизировать,обобщать,систематизировать,конкретизироватьикритическиоценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями оморальном и правовом регулировании поведения человека, личным социальнымопытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей сточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных норм,экономическойрациональности;осознаниенеприемлемостивсехформантиоб щественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народовРоссии. География:освоениеиприменениесистемызнанийоразмещениииосновныхсво йствахгеографическихобъектов,пониманиеролигеографиивформированиикачества жизничеловекаиокружающейегосредынапланетеЗемля, в решении современных практических задач своего населенного пункта,Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивогоразвития;умениеустанавливатьвзаимосвязимеждуизученнымиприрод ными,социальнымииэкономическимиявлениямиипроцессами,реальнонаблюдаемы мигеографическимиявлениямиипроцессами;умениеоцениватьхарактервзаимодейс твиядеятельностичеловекаикомпонентовприродывразныхгеографическихусловия хсточкизренияконцепции устойчивогоразвития. Тематическое планирование 5–7 классы (1 час в неделю) Тема Основноесодержание День знаний Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые предоставляют проекты общества«Знание» для обучающихся различных возрастов. Там,где Россия Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянско й Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине. Характеристикадеятельностиобучающ ихся Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости знаний для жизненного успеха. Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Интерактивная викторина. Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни человека. Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизни и подвиге Зои. Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего, что любила эта молодая Избирательная система России (30 лет ЦИК) День учителя (советники по воспитанию) О взаимоотношени ях в коллективе (Всемирный Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения. Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям. Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истории Центральной избирательной комиссии. Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и выборами. Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в России». Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель? (создание кластера). Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»;«Чем может помочь советник по воспитанию?» Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического здоровья. Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового образа день психического здоровья, профилактика буллинга) которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам сблизкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить своепсихическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой«травли», и самому не опуститься до«травли» других, необходимы всем. По ту сторону экрана. 115 лет кино в России Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, жизни. Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку. Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции. Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку справляться со стрессами, излишним давлением взрослых. Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было бы комфортно находиться. Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах, жанрах кино. Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино. анализировать ирефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей икультурой страны. День спецназа День народного единства Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяютслужение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины. Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Обсуждение ролика. Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют мультфильм или фильм по его отрывку. Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого кино. Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о классе, сделанного руками школьников. Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах подразделений специального назначения в России. Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». Выполнение интерактивного задания «Что важнее для спецназовца – ум или сила?» Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о Примеры единения народа не только в войне Россия: взгляд в будущее. Технологически й суверенитет / цифровая экономика / новые профессии Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Развитие цифровой экономики предполагает выстраивание системы экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных событиях Смутного времени. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо объединяться? Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суверенитет», «цифровая экономика». Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые появляются в связи с проникновением искусственного технологий. Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету. О взаимоотношени Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. интеллекта во многие сферы не только экономики, но и культуры, образования, спорта. Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с профессиями будущего. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …» Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый ях в семье (День матери) Легко ли быть мамой? Что такое Родина? (региональный и местный компонент) Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория,это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. Мы вместе История создания Красного Креста. Особенности волонтерской деятельности. Волонтерство в России школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …» Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны. Какова региональная символика? Что означают элементы герба, флага? Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает? Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой организации можно считать началом Главный закон страны Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение Герои нашего времени Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Качества современного Новогодние семейные традиции разных народов России Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. Различные традиции встречи Нового года у разных народов России. От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Налоговая грамотность Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации. героя» Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией,которая объединяет народы нашей страны». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках. Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке». Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем особенности». Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки». Беседа о том, что такое налоговая система. Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». Беседа «Права и обязанности налогоплательщика». Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет». Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск. О героизме советских воинов, освободивших город на Неве. Союзники России Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их. 190 лет со дня рождения Д. Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Вклад Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой Отечественной войны?» Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют союзники?». Дискуссия: права и обязанности союзных государств. В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает для союзников? Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных Менделеева. День российской науки российских ученых в мировую науку. Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно- технического прогресса День первооткрывате ля Россия является не только самой большой страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник. достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только химия». Участие в блиц – опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научнотехнического прогресса» Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о русских землепроходцах. Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Федора Ушакова Как найти свое День защитника Отечества: историческиетрадиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790—1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова. Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть местах России и их первооткрывателях. Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что …». Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых выручала смекалка. История и современность: уроки адмирала Ушакова. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества Проблематизирующая беседа о трех место в обществе хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящимпрофессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. Всемирный фестиваль молодежи Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. слагаемых успешной самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии. Выступление федерального спикера (о примерах и способах самореализации человека в различных сферах общественной жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе профессии. Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д. Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль молодежи». Фестивали, которые проходили в нашей стране. «Первым делом самолеты». О гражданской авиации Легендарная история развития российскойгражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Историческая справка об истории возникновения Всемирного фестиваля молодежи. Беседа «Эмблемы и символы фестивалей». Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с первыми попытками человека «обрести крылья». Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114300, Ту-214, Ил-96, "Байкал". Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями, конструкторами. Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания Крым. Путь домой Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымскогополуострова.ЗначениеКрыма.Достопримечател ьности Крыма Россия здоровая держава Здоровый образ жизни – приоритетное направление в большинстве государств мира. Основные составляющие здоровья. Современные проекты, связанные со здоровьем. (например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе. Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком. Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ. Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и т.д.). Цирк! Цирк! Цирк! (К Международном у дню цирка) Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии. «Я вижу Землю! Это так красиво». Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс. Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с первого стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 году. Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных). Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники разучивают несколько простых фокусов. Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся великими российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин). Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в себе и в окружающих. Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в Художественный фильм «Вызов» - героизм персонажей и реальных людей. 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. группах: найти в интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма. Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений Гоголя можно было назвать современными. Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя. Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям Николая Гоголя, называют Экологичное потребление Труд крут Урок памяти Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традициипразднования Дня Победы. Бессмертный полк произведение и его главных героев. Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…». Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски решений. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков Будь готов! Ко дню детских общественных организаций 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются Русский язык. Великий и могучий. 225 со дня рождения А. С. Пушкина Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка. погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка? Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С. Пушкина». Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина». Интерактивные задания на знание русского языка.